Исторический снимок.
Май 1941-го. Последний мирный месяц. Застыли на ступенях огромного здания генералы, старшие офицеры — преподаватели, сотни молодых лейтенантов.
Это Свердловское пехотное училище.
Вскоре они уйдут на фронт — командирами взводов, полков, дивизий... Они остро ощущали, что в их руках судьба Родины.
Это они будут стоять насмерть под Москвой, за Сталинград, Минск, Заполярье, освобождать Будапешт, Берлин, Прагу. Двенадцать из них, (данные уточняются), станут Героями Советского Союза.
Многие погибнут.
Удивительно, но после войны информацию про это училище засекретили, а все имена были забыты.
Но не все смогли смириться с этим.
Поисковик из Уфы Римма Буранбаева, племянница лейтенанта Алифа Усманова, пропавшего без вести в первые дни войны, начала свой поиск. Точнее, включилась в многолетний поиск, который вела ее семья. Её мама — фронтовой хирург Фарида Усманова уже с фронта, в 1942 году, отправила первый запрос на поиск младшего брата.
А несколько лет назад в семье показали фотокарточку Алифа с товарищами — курсантами училища в летнем лагере Камышлов. И добавили: судьбы всех неясны… Их взгляды с фотографии прожигали душу, и Римма Буранбаева поняла: что-то надо делать.
Так началась борьба за восстановления из небытия военного училища.
Приехав в Екатеринбург, наша землячка столкнулась с невероятным явлением: в музеях, архивах, редакциях Екатеринбурга, даже в суворовском училище, оно теперь на месте пехотного, уверяли, что не было никакого Свердловского пехотного училища!
Обойдя город, Римма Нуриевна смогла разыскать человека, который знал про училище. Опытный музейный работник Зинаида Николаевна Паникоровская, которая станет впоследствии подругой, сказала: «Да, было такое училище. Но все документы вывезены в Москву, в Архив министерства обороны».
Приехав в Москву, точнее в Подольск, в Центральный архив министерства обороны, уфимка столкнулась с новым препятствием: «Все документы училища засекречены!» Она и не представляла, с какой стеной ей придется столкнуться. Отправилась за помощью в редакции двух знаменитых газет, любимых ею с юности, именно к тем любимым журналистам, которые призывали не терять юношеских идеалов, но ей ответили : «Ну, что вы, в самом деле! Засекречено, значит, засекречено!»
Везде от ворот поворот... Поехала к Вечному огню в Александровский сад, у большого камня с надписью «Смоленск», долго стояла с фотографиями забытых лейтенантов. С фотографии на нее смотрел и ее дядя — 18-летний пропавший без вести лейтенант Усманов. Пришло осознание того, что отступать некуда. Вернулась в архив с «боевым запалом». Разбушевавшемуся поисковику напомнили, что она находится вообще-то в воинской части. Но потом в виде исключения пригласили начальника архивов военных училищ СССР.
Ценой огромных усилий ей удалось рассекретить несколько страниц исторического формуляра СПУ. Также выдали списки фамилий выпускников СПУ. Огромная кипа разномастных бумаг ее ошеломила: разными почерками трудночитаемые тысячи и тысячи фамилий, переписать которые не было никаких сил, а фотографировать в те годы не разрешалось. Но это уже был прорыв! По фамилиям, росписям преподавателей и курсантов на историческом формуляре училища, поисковик сумела восстановить биографии некоторых. А после горячей поддержки радиожурналиста Елены Большихиной и обращения по радио Екатеринбурга — даже найти их родственников! Они собрались у нее в гостинице «Большой Урал». Администраторы спрашивали: «Что за штаб там у вас?»
Впервые за всю историю СПУ родственники курсантов собрались вместе. Люди плакали: никто до этого не интересовался их не вернувшимися с войны родственниками. Допоздна не расходились, не могли наговориться друг с другом.
Ожили судьбы их братьев, отцов...
Воодушевленная, Римма Буранбаева принесла большой очерк в две главные газеты Екатеринбурга, но получила отказ: внезапно открывшиеся факты, слишком неожиданную историю побоялись печатать. А в знаменитом журнале «Уральский следопыт» статью взяли сразу! Замредактора, писатель Юний Алексеевич Горбунов сразу понял, через что прошел автор, принесший такой материал. Так тема Свердловского пехотного училища прорвалась на страницы газет, ее подхватили социальные сети. Давно забытые лейтенанты ожили в соцсетях, оказывается, народ бережно хранил и фотографии, и письма из училища, и воспоминания… Ожили судьбы братьев, отцов, которые отдали свои жизни за Родину и лежат в далеких землях, порой и не добраться... Народ узнал своих героев!
И вот кульминация этой эпопеи. Жительница Уфы Римма Буранбаева с помощью единомышленников добилась открытия в Екатеринбурге мемориальной доски выпускникам Свердловского пехотного училища.
Знаковое торжественное событие состоялось 7 ноября 2024 года в Екатеринбурге.
На площади перед центральным входом училища — строй суворовцев, оркестр училища, знаменная группа. Командует парадом начальник Екатеринбургского суворовского военного училища Юрий Затонацкий.
Слово предоставляется представителю командования Центрального военного округа. Специально прилетевшим из Москвы внуку Героя Советского Союза Фаттаха Шамгулова Альфреду Валиеву и Герою России, боевому генералу Сергею Тулину.
Выступает Римма Нуриевна Буранбаева — исследователь истории СПУ, журналист-поисковик из Уфы, автор первой статьи о пехотном училище в 2012 году.
Наступает долгожданный и торжественный момент. Право открыть мемориальную доску памяти курсантов Свердловского военного пехотного училища предоставляется Римме Буранбаевой и Светлане Гончаровой. Звучит гимн Российской Федерации.
В память о курсантах Свердловского военного пехотного училища объявляется минута молчания.
Стоят родственники курсантов, отдавших жизнь за Родину, стоят пожилые уже дети войны, суворовцы, генералы, ветераны войн, горожане… На глазах многих слезы... Благодарность героическому поколению, спасшему мир от фашистской чумы.
Исследователь истории Свердловского военного пехотного училища Римма Буранбаева сказала: «Выражаю огромную благодарность людям, которые поддержали меня на пути поиска.
Полковнику Андрею Мурылеву, достойному сыну генерала Анатолия Мурылева. Он провел большую работу по восстановлению заброшенных и утерянных захоронений офицеров Свердловского пехотного училища.
Писателю Юнию Алексеевичу Горбунову, заместителю журнала «Уральский следопыт». Мальчишкой переживший войну, он не побоялся напечатать статью «Без вести пропавшее училище».
Спасибо Зинаиде Николаевне Паникоровской, маленькой девочкой пережившей войну, помнящей все, бесконечно преданной своему в величии прекрасному и трагическому времени.
Спасибо Светлане Гончаровой, она разыскала меня после статьи в «Уральском следопыте», оказалось, ее дед, как и мой дядя Алиф — выпускники Свердловского пехотного училища. Горячо поддержав мою мечту об установлении мемориальной доски, совместно с депутатом Тимофеем Жуковым помогла претворить идею в жизнь.
Спасибо Галине Константиновне Котовой, уже ушедшей из жизни. Она подарила самое ценное для нее — эту огромную потрясающую фотографию молодых лейтенантов, старших офицеров и генералов из Свердловского пехотного училища, которые сделали все, что смогли. Защитили нас.
Слова «Никто не забыт и ничто не забыто» сегодня не просто произнесены с трибуны, а претворены в жизнь».