Чем только не приходилось заниматься «Башинформу», помимо своей основной функции, присущей любому информационному агентству — подготовки и оперативного доведения до общественности новостей, событийной информации о жизни республики в самых различных сферах, начиная от официальной хроники, экономики, культуры, спорта, и заканчивая сообщениями на криминальную тему. Несколько последних лет, к примеру, «Башинформу» по поручению Агентства печати пришлось заниматься вопросами подписки на республиканские издания. Дела тогда с подпиской шли из рук вон плохо, тиражи газет начали стремительно падать, надо было что-то делать, как-то решать эту проблему. Вот нас и бросили на прорыв. Мы заключили договора с Агентством печати и редакциями газет о том, что берем на себя организационные вопросы, связанные с подпиской, будем проводить конкурс среди почтальонов на лучшую работу по подписке населения на республиканские издания. По итогам этого конкурса добившиеся наиболее высоких результатов в подписке почтальоны получали денежное вознаграждение. На себя мы взяли также размещение на телевидении рекламного ролика, рассказывающего о СМИ республики, а также проведение рекламной кампании изданий. От этой кампании наше агентство особого дохода не имело, но зато головной боли, забот и хлопот было выше крыши. В конце концов, от этой деятельности мы отказались, тем более что в вопросах увеличения подписки на республиканские газеты продвинуться далеко нам так и не удалось, хотя тенденцию резкого снижения тиражей мы все же остановили.
Но особенно интересным, своеобразным, необычным и запомнившимся в истории «Башинформа» стал период, когда нашему агентству пришлось исполнять роль киностудии, снимать по государственному заказу фильмы. Это тоже было очень ответственным, важным заданием, с которым мы успешно справились. В упомянутой мною ранее нашумевшей книге Ростислава Мурзагулова «Бабай всея Руси, или Особенности уездной демократии», в главе «Поездки по районам» есть эпизод о том, как автору книги пришлось выполнять поручение Бабая, будучи его пресс-секретарем, — снять фильм о рейдерском захвате плодородных пахотных земель Башкирии олигархами. Вот как Ростислав описывает начало, завязку этой эпопеи с фильмом.
«Я собрал у себя известного нашего режиссера Искандера А. и еще кучу людей, знающих как делать кино, и торжественно объявил им, что через две недели мы приступаем к съемкам, потому как уборка потом закончится и снимать трудовые подвиги будет негде. Киношники удивились и спросили, где взять сценарий. Это был хороший вопрос. Так как кроме меня никто не знал, что хотел бы увидеть Бабай в своем личном сериале, то сценарий в итоге две недели вечерами вдвоем писали я и Искандер. Написали. Потом стало понятно, что для кино нужны деньги, а в госструктурах мы их уже не найдем, с учетом того, что нам надо, чтобы они были сегодня.
Пришлось попросить профинансировать нашу нетленку одних знакомых крупных химических бизнесменов. Узнав о том, как я напросился на поручение, они сжалились надо мной и выделили миллион рублей, которого хватило на запланированные четыре серии.
Придя к Бабаю через пару месяцев с трейлером минут на семь, я изрядно его удивил оперативностью и тем, что не просил денег:
— О, да у тебя тут прям… кино! Маладис!
«Для того и работаем», — подумал я в ответ и отдал нетленку на ТВ».
Автор в книге не раскрывает всех подробностей, кто и как снимал этот фильм, который получил название «Кредитная история». Между тем, фильм снимался командой «Башинформа», и об этом мало кто знает. Так что, пришло уже, видимо, время рассказать, как все было на самом деле.
Перед началом съемок в штатном расписании нашего агентства появилась новая структура — видеогруппа со своей студией. Были приобретены профессиональные видеокамеры, набраны штатные сотрудники. В состав видеогруппы вошли режиссер Искандер Ахметвалеев в ранге заместителя генерального директора агентства «Башинформ» по производству телевизионных фильмов, оператор Расих Алтынбаев. Упомянутая во второй части этого повествования Людмила Лесунова (Петровская) также перешла в состав видеогруппы.
По сюжету фильма двое братьев-фермеров, Рауль и Фидель, которых в деревне все звали братьями Кастро, решили взять кредит для приобретения новых комбайнов, поскольку старые постоянно ломались и не справлялись с уборочными работами на арендуемой братьями земле. Рауль поехал в Уфу и ему даже одобрили изначально кредит, но в это время московский бизнесмен Крестовский положил глаз на землю братьев, чтобы открыть на этом месте гольф-клуб. При поддержке местного чиновника он хотел любыми путями отобрать землю у фермеров. В итоге братьям отказали в кредите, всячески угрожали, вынуждая отказаться от земли, подожгли поля с урожаем. Присутствовала в фильме и любовная сюжетная линия, как же без этого. Девушка, в которую влюбился Рауль, была дочерью того самого местного чиновника, чинившего препятствия братьям, но об этом Рауль сначала не знал. Она тоже полюбила Рауля и решила помогать ему, пойдя против отца и московского бизнесмена. В итоге, землю братья отстояли, любовь победила, в общем, хэппи-энд.
Снимать начали в сентябре. Натура, действительно, уже уходила, уборка заканчивалась, приходилось спешить. Людмила, выступая в роли директора картины, договаривалась с артистами уфимских театров — надо было находить свободные окошки в их плотном театральном графике для съемок эпизодов фильма на натуре. Искала реквизит, костюмы, технику, транспорт для доставки артистов к месту съемок в одно из хозяйств Стерлитамакского района. После съемок рассчитывалась с артистами, поскольку не платить артистам — грех, они и так мало зарабатывают.
Помогала решать организационные вопросы сотрудник пресс-службы Президента РБ Нафиса Билалова.
— По сценарию для съемок нужна была бордовая «Нива», — вспоминает Нафиса Билалова. — Мы долго не могли ее найти. Подключили местных гаишников, но и те разводили руками, мол, нет в районе автомобиля такой марки с именно таким цветом. И вот однажды из окна своего кабинета я увидела, как к Белому дому подъезжает бордовая «Нива». Пулей выскочила на улицу, чтобы договориться с ее хозяином. Оказалось, что это была машина одного из сотрудников Администрации Президента. Он долго не соглашался на то, чтобы его автомобиль был задействован в съемках, почему-то видел в этом какой-то подвох. Но, в конце концов, мне удалось его уговорить.
Съемки «Кредитной истории» были проведены осенью 2006 года в рекордно короткие сроки, по сути, за полтора месяца. Еще какое-то время занял монтаж, подготовка трейлера. А в апреле 2007 года все четыре серии были показаны по БСТ. В СМИ вышли интервью Искандера Ахметвалеева, где он подробно рассказывал о нашем фильме. Одно из них можно прочитать
здесь.
После «Кредитной истории» команда Искандера Ахметвалеева приступила к съемкам второго фильма «Башинформа» под названием «Три берега одной реки». Как поведал мне Искандер Ахметвалеев в недавней беседе, съемки его шли трудно. Во-первых, возникли сложности с финансированием, поскольку, в отличие от первого фильма, средства пришлось изыскивать самому агентству. А самое главное, в разгар производства погиб в автокатастрофе наш оператор Расих Алтынбаев, подхватить работу прямо «на ходу» пришлось уже другому нашему оператору, Мирону Доровских. И, тем не менее, фильм был снят и смонтирован. Но по телевидению его так и не показали. Некому было проталкивать его, продюсировать.
— Меня мои коллеги иногда спрашивают о судьбе этого фильма, сокрушаются, что его так и не увидел зритель, поскольку считают, что фильм получился неплохой. Некоторые, у которых есть связи среди телевизионщиков, предлагают даже свои услуги по его лоббированию. Может быть, когда-нибудь мы выпустим фильм на ТВ, сейчас этим просто некому заниматься. Фильм тогда не вышел, и — ладно, видимо, не судьба. Кстати, мы посвятили эту свою работу нашему оператору, монтажёру и другу Расиху Алтынбаеву: закончив работу над фильмом «Три берега одной реки», Людмила Петровская очень быстро, буквально «на коленке» сделала фильм про Расиха, — рассказал Искандер Ахметвалеев.