У меня приятель живет в Калифорнии. Уехал он туда еще до начала СВО и время от времени я докучаю ему вопросами.
Например, как выпутываются из беды семьи, чьи дома сгорели при пожаре.
— Если дом застрахован, то можно получить страховку, но не факт, — говорит он. — У страховщиков — куча пунктов, чтобы сильно уменьшить платеж либо вообще не платить. После пожара приедет много бюрократов и установят, что проводка не та или прибор какой-нибудь не сертифицирован (из-за которого пожар). А следом явятся банки. Если дом был заложен по кредиту (а там все дома в кредитах), то ты — бомж, просрочил выплату — тоже бомж, еще и в долгах. Снесло жилье ураганом — твои проблемы. Ни государство, ни соседи тебе ничем не помогут.
А в Туймазинском районе в начале декабря в деревне Покровке сгорел дом у семьи Далжновых, имеющих четырех детей. Мать успела схватить грудничка, отец — куртку с документами, и вывели детей в четыре утра. И на этом все. Остались без всего на снегу. Переночевали у матери главы семейства.
Ночью в сельском чате бросили клич, и к утру сельчане собрали 100 тысяч, через сутки — еще 50. И теперь деньги им продолжают собирать уже всем районом. Местный коммерсант накупил продуктов. Приехал замглавы района, председатель сельсовета. Привезли семье кучу детской и взрослой одежды, постельное белье, медикаменты (ребенок болеет). Сельчане, коммерсанты спрашивают в соцсетях: «Что еще надо? Стиральную машину, кровати — не вопрос. Только скажите, куда привезти».
Сейчас уже обсуждается вопрос о временном размещении семьи и выделении ей стройматериалов по льготной цене в рассрочку. Глава семьи погорельцев — строитель, дом собирается летом отстроить сам. В общем, навалились всем миром.
Помогают простые люди с невысоким доходом, знающие, каково это — растить детей.
Точно так же в начале 2000-х в жаркую ветреную погоду в селе Кальшали Туймазинского района дотла выгорело семь (!) домов. И ничего, обустроили и угнездили без всяких страховок.
Есть ли в США такая практика, чтобы мэр городка занялся медикаментами, сбором денег, одежды для погорельцев, бросив все?
— Это вряд ли, — отвечает приятель. — Хотя знаешь, если в беду попал, например, песик, и его хозяин быстро выложил в ютубе видео, набравшее много просмотров, американцы могут расчувствоваться и накидать донатов на пять-шесть тысяч долларов. Или если ты темнокожий талантливый художник, живущий под мостом, но лучше — страдалец с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Но опять же сюжет о тебе должен быть растиражирован на телевидении.
Погорельцы никого не впечатляют. В США ураганы часто сметают на побережье тысячи домов и что такого. Это никого не трогает, тем более — одиночные пожары. Конечно, какие-то компенсации перепадают от правительства, разных фондов. Но дом на них не купишь и построить его тебе никто не поможет. Кормить твою большую семью и привозить ей вещи? Очень сомнительно.
Американская мечта прекрасна сегодня только на этикетках. В «одноэтажной Америке» такой взаимовыручки, как в глубинке России, нет.
Здесь упаси бог заболеть, разоришься к чертям. Ни нормальных пенсий, ни больничных. И в декрете сидеть женщинам по три-пять лет никто не даст.
Покрасишь забор в «неправильный» цвет, соседи позвонят в полицию.
Однажды поступила заявка на ремонт квадроцикла, и я поехал, не разобравшись. На полпути понял, что ехать надо в Бронкс. У нас один поехал туда на пикапе и не вернулся. Просто исчез вместе с машиной. В этот район даже полиция не заезжает, и таких районов там много.