Все новости
Мнение
7 Января 2014, 13:58

Литературная скульптура

Кристина Абрамичева
Главный редактор журнала "Гипертекст", арт-критик

Недавно в интернете долго обсуждался новый объект в центре столицы, обыгрывающий неофициальное название Уфы как города «трех шурупов». Три шарика с выемкой посередине, разумеется, не могли не вызвать множество инсинуаций в народе. Предсказуема также и критика за недостаток смысловой нагрузки, ведь наши люди не привыкли к игровым арт-объектам, не несущим какой-либо идеологии. Поэтому к любой уличной скульптуре, которая дословно не воспроизводит узнаваемые формы или не несет мемориальной функции, зачастую относятся с подозрением и даже враждебностью. В этом все убедились на примере Перми ‒ невинное надкушенное яблоко Жанны Кадыровой возле библиотеки каких только не вызывало нареканий, не говоря уже о более ярких объектах Андрея Люблинского.

Я вспомнила сегодня обо всем этом, когда увидела памятник Громозеке  ‒ это большой металлический объект, стоящий в одном из дворов нижегородского микрорайона Щербинки. Кто не в курсе, Громозека ‒ это персонаж цикла книг советского фантаста Кира Булычева. Многим он еще знаком по прекрасному мультфильму «Тайна третьей планеты». Жилой комплекс, где стоит этот похожий на осьминога инопланетянин, называется «Гагаринские высоты». По бокам от него ‒ беседки в виде космических шлемов с надписью «СССР». Удивительно, что создатели этой игровой скульптуры не стали развивать тему освоения космоса в лоб, как-нибудь пафосно, с ракетами, Гагариным и тому подобным. Персонаж популярной космической саги советского времени, выполненный, кстати, очень умело, со всякими детальками (маленькая ракета «Восток» тоже присутствует в композиции) выглядит странно, но по-своему оправданно, в принципе, памятники литературно-киношным героям только входят в моду. А Кир Булычев и его яркие персонажи достойны увековечивания: нет ни одного бывшего советского ребенка, для которого бы экранизация «Гостьи из будущего» не была бы культовой. Однако я пытаюсь представить концепцию, которую расписывали создатели, чтобы согласовать такой уличный объект ‒ какая им понадобилась серьезная аргументация для установки этого «несерьезного» Громозеки.

К слову, в плане литературности, мне кажется, всех опережает Самара ‒ они находят малейшие культурные отсылки к своему городу, чтобы поставить скульптуру. А иногда и безо всяких отсылок. Кажется, уже поставили памятник отцу Федору из «12 стульев», который мечтал о «свечном заводике в Самаре». Уже точно стоят памятники Юрию Деточкину возле вокзала и Сухову на набережной, не вызывая никакого неприятия.

Уфа еще только делает первые робкие шаги в этом направлении и пускай кому-то это кажется кощунственным, ведь еще по-прежнему нет давно обещанного памятника Михаилу Нестерову и многим другим достойным землякам, включая основателя города. Но и игровая скульптура должна быть: у нас очень не хватает неожиданных запоминающихся объектов, ради которых я сегодня свернула с натоптанной туристической тропы и отправилась в ничем не примечательный микрорайон Нижнего Новгорода. 

Автор:Абрамичева Кристина
Читайте нас: