Все новости
Общество
9 Июня 2015, 16:36

Башкирского курая нет в звуковых банках мира

Мировое музыкальное сообщество не использует звуки курая, потому что не знает. В современных библиотеках сэмплов курая вообще нет. 

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
«Курай — наше все», — говорим мы в Башкирии с гордостью. Наш бренд, наш герб, наша душа. На все международные фестивали, выставки и прочие, как политические, так и культурные события, в первых рядах едут кураисты. Неповторимый, могучий, несгибаемый — для нас курай звучит всегда. В Зауралье ему поставили даже памятник. А между тем, мировое музыкальное сообщество его не использует, потому что не знает. В современных библиотеках сэмплов курая вообще нет.
Поясню: современная музыка пишется не карандашом за роялем, а мышкой на компьютере. Композиторы в своей работе активно пользуются тембрами виртуальных инструментов, которые можно найти в звуковых интернет-банках. Современные библиотеки сэмплов — это не набор аудиофайлов, а самостоятельный программный продукт. Производство очень сложное, заправляют процессом опытные профессиональные звукорежиссеры.
— В наши дни библиотека сэмплов чаще всего реализуется в формате бесплатного или платного дополнения к коммерческому сэмплеру Native Instruments Kontakt, но возможны альтернативы, — поясняет уфимский аранжировщик Денис Злобин.
Как правило, сэмплы интегрируют в специальную программную оболочку, чтобы композитор мог использовать разные штрихи и нюансы звучания инструментов. Записать однослойный звук нетрудно, но фишка в том, что он должен быть именно многослойным: при нажатии клавиши с разным усилием звук должен менять окраску, регулироваться датчиками.
Запись библиотеки как раз и подразумевает звукозапись каждой отдельной ноты, сыгранной на инструменте несколько раз — с различной динамикой, длительностью, штриховкой. Отдельно необходимо записывать всевозможные переходы между нотами, а тем более различные мелизмы, столь популярные при игре на курае. При этом легато должно звучать связно, а не как звуковая последовательность. После записи проводится основательная обработка записанного материала (каждый сэмпл разбивается на отдельные начало, конец и центральную часть, которая будет зацикливаться), программно дописываются способы контроля над звукоизвлечением.
По словам специалистов, лучшие в мире семплы, в том числе этнические, находятся на этом ресурсе.
— Библиотек сэмплов курая не существует. По крайней мере, таких, чтобы их можно было использовать в серьезной работе. Я в свое время не находил вообще никаких, — говорит Денис Злобин.
— Нет, это полная ерунда. Я сам лично видел список инструментов. Есть такая библиотека тембров, которая уже вышла, наверно, лет восемь назад, — утверждает композитор Азамат Хасаншин. — Её создал оркестр «East — West», он записывался в Лос-Анджелесе. Звуки этого проекта используются в голливудских фильмах. Там девять или десять видов разновидностей курая — башкирский, татарский, казахский, есть деревянный, металлический, хроматический курай. Программное обеспечение очень дорогое, банки тембров также дорогие и тяжелые, поэтому в интернете его каталогов нет, несколько десятков дисков имеются только у ведущих студий мира.
Однако никаких доказательств существования сэмплов именно башкирского курая в библиотеках студий голливудских фильмов нет, и никто не был свидетелем использования курая в мировом кино. Хотя те, кто впервые слышит тембр и узнает возможности башкирского курая, отмечают его оригинальность и перспективность.
Пока звучанием нашего любимого инструмента наслаждаемся только мы сами, в узких кругах. Например, сэмплы на основе курая Азата Бикчурина использованы в композиции популярного башкирского композитора Урала Идельбаева «Заманалар». Кстати, многие ошибочно считают, что звуки записаны популярным кураистом Робертом Юлдашевым.
— Первым еще в конце 1990-х годов записал звучание моего курая как сэмпл аранжировщик Александр Карташов, позже Урал Идельбаев, — рассказывает кураист Азат Бикчурин. — Урал часто использует сэмплы в своих сочинениях, но, по моему мнению, живое исполнение на слух лучше, профессионал отличит легко. В сэмпловом исполнении не отображается двухголосие с узляу, не вложишь душу и мастерство исполнителя. Есть много всевозможных сэмплов гитары, скрипки, но живое исполнение мастера котируется больше.
Молодой композитор и дирижер, автор многих саундтреков к отечественным фильмам, ныне работающий в основном в Санкт-Петербурге Камиль Абдуллин стремится продвигать тембр национального инструмента.
— Я всегда при записи бьюсь за словосочетание «башкирский курай», — отмечает Камиль. — Сэмпл курая популяризирует инструмент, и его захотят слушать живьем. На самом деле никакой сэмпл не сравним с настоящим звучанием.
Но в современном кинобизнесе продюсеры знают про банки сэмплов и при создании саундтреков не всегда готовы раскошеливаться на дорогостоящих живых музыкантов. Так, запись живого оркестра для фильма обходится минимум в 100-120 тысяч рублей, что, конечно, экономически невыгодно при небольшом бюджете картины.
— Вот этот человек, Илья Ефимов — единственный в России профессиональный мастер по семплам, — считает Камиль Абдуллин. — После вашего вопроса я написал ему, мы поговорили. Его очень заинтересовала тема, предлагает осенью обсудить новый проект еще раз. Вот если реализуем с ним проект, то курай в электронных библиотеках появится уже скоро, — пообещал Камиль Абдуллин.
Автор:Аралбаева Лейла
Читайте нас: