Трогательная, романтичная, по-настоящему рождественская история произошла в Уфе. В Государственном академическом русском драматическом театре. Эта история была показана в спектакле «Джек», поставленном по пьесе Виктора Ольшанского. Спектакль поставил режиссёр Игорь Черкашин. После премьерных показов, которые зрители увидели в конце ноября — начале декабря, на все ближайшие спектакли билеты уже раскуплены.
История про Джека — это именно то, что нужно людям в волшебное предновогоднее время. Она напоминает, что все люди, независимо от возраста, нуждаются в любви и внимании. И ещё эта история дарит надежду на то, что всё будет хорошо.
Главный герой спектакля — Джек. Это собака. Впрочем, в спектакле мы собаку так и не увидим. А Джека увидим. Потому что в собаку превратится человек. Мы погрузимся в жизнь семьи, в их проблемы и переживания. Будем сочувствовать героям, которые потеряли любимого пса. А потом — радоваться остроумной идее, которая буквально возвращает к жизни девочку, очень любящую свою собаку.
Но не всё так радужно в спектакле. Он лишь с первого взгляда кажется рождественской благополучной сказкой. Автор ставит перед зрителями серьёзные вопросы. Можно ли деньгами расплатиться за искренние чувства? Что важнее — душа чужого, в общем-то, человека или собственное спокойствие?
Автор постановки — режиссёр Игорь Черкашин из Орла — поставил в уфимском театре уже десять спектаклей. Мы пообщались с Игорем Анатольевичем, и он рассказал своё видение «Джека».
— Некоторые зрители, посмотрев спектакль, сочли его по-новогоднему лёгким, легкомысленным, даже сиропным. Вы с этим согласны?
— Я не считаю этот спектакль сиропным. Он очень серьёзный. Когда человеку сказали: «Мавр сделал своё дело, мавр может уходить», это трагедия. Потом, конечно, финал спектакля хороший. Но в пьесе такого хорошего финала нет. Там финал грустный: Нащокину — человеку, который очень много сделал для семьи, просто дают от ворот поворот. Мне показалось, что это неправильно. И я, как режиссёр, сочинил для спектакля новый финал. Я, конечно, спросил у драматурга — можно ли так сделать. Он ответил, что можно. Мне хотелось, чтобы, пусть намёком, пусть не совсем очевидно, но Нащокин остался в этой семье. Я считаю, это правильно, потому что жизнь дана нам Всевышним для радости.
— Вашей целью было — подарить людям радость?
— Товстоногова когда-то попросили в двух словах сформулировать смысл театра. Он подумал и сказал: «Будить совесть». А если бы меня попросили сейчас сделать то же, я бы ответил: «Дарить надежду». Надежду на то, что будет радость, придёт утро, взойдет солнце.
— В каких ещё театрах вы ставили «Джека»?
— Я поставил его в Волгограде и в Рыбинске. Спектакли получились разными, потому что пространство разное, артисты разные и художники разные. Всё было по-другому, но в то же время, об одном и том же — «дарить надежду».
— В спектакле звучит песня, автором которой являетесь вы. Вы написали её специально к этому спектаклю?
— Песня была написана много лет назад, наверное, в 2006 году, и посвятил я её своей супруге. Тогда произошла простая история, которая вдохновила меня. Супруга должна была приехать, её автобус задерживался. Погода была совершенно лютая. Я ждал супругу на лавочке и жевал пирожок. Ко мне подошла собачка и стала смотреть на меня грустными глазами. Я поделился с ней пирожком, она улеглась у моих ног, и мы вместе дождались мою супругу. А потом мы эту собачку взяли с собой и пристроили в очень хорошие руки.
И родились стихи:
Я кормлю пирожком собаку,
Она жмется к моим ботинкам,
вся пропахшая мусорным баком,
шерстяная такая скотинка…
Вот кусочек берет играючи
и глазами косит умными…
И зачем я мерзну на лавочке?
Просто я о тебе думаю…
А через некоторое время я написал музыку к этим стихам.
Когда я стал работать над пьесой «Джек», эта история всплыла в моей голове, и я попросил хорошего аранжировщика Игоря Шишлянникова сделать аранжировку к моей песне. Он сделал, и, на мой взгляд, получилось чудесно. А потом я попросил его музыкально оформить спектакль — лейтмотив уже был, нужно было подчеркнуть настроение в определённых местах.
— Были ли какие-то трудности при работе с коллективом уфимского театра?
— Ставить спектакль в Государственном академическом русском драматическом театре Уфы — это очень большая ответственность для меня. Здесь прекрасные артисты, с ними работать легко. Но одновременно и ответственно. Большая ответственность перед самими артистами. Перед городом, перед памятью Михаила Исаковича Рабиновича. А все профессиональные моменты, которые можно было бы назвать трудностями, нивелируются именно за счет профессионализма и трансформируются потом в нечто прекрасное.
— Кроме артистов над спектаклем работают и другие специалисты. Что вы можете сказать об их деятельности?
— Цеха уфимского театра работали очень напряженно. Это они сделали все чудеса на сцене. Я их очень люблю. Там работают люди очень ответственные, очень требовательные к идее — они выспрашивают каждую деталь, каждую мелочь.
В театре работает совершенно потрясающий художник-постановщик Вячеслав Виданов. Мы обговорили с ним — какая должна быть атмосфера, какой должен быть образ. И он всё это создал.
Все сотрудники театра сконцентрированы на том, чтобы сделать театральное чудо, и чтобы зритель в это поверил, чтобы благодарил аплодисментами, смехом, слезами, эмоциями. И чтобы произошло то, что нужно для человека — почувствовать себя лучше после спектакля, ощутить, что мир стал чуточку добрее, чище и светлее. Хотя бы на какое-то время. Если это произошло, значит, мы выполнили свою задачу.