Стоит кому-нибудь съездить на Запад, как он начинает рассказывать, размахивая руками, как там все хорошо и культурно. Но ведь не волшебной палочкой это получено, за всем этим стоит упорный труд и огромный мыслительный процесс. Давайте и мы попробуем поразмышлять о нашей культуре, может быть, и мы можем сделать что-то полезное в этой области.
Особенности
Много лет изучая эпос «Урал батыр», я обратил внимание на одну интереснейшую особенность - его герои не зациклены на прошлом. Даже когда они рассказывают о нелегких моментах, что были в их жизни, эти рассказы не носят трагического характера, потому что герои устремлены в будущее. Они принимают то, что случилось, и действуют с учетом этих изменений. Мне эта особенность характера кажется фундаментальной не только для башкирского народа, но и для всех народов, живущих в нашей республике. Зачем говорить лишний раз, зачем сотрясать воздух, если и так все ясно?
В подтверждение этих мыслей приведу пример - за последние тридцать лет в нашу жизнь вошло множество новых явлений - компьютеры, спутниковое телевидение, преобразовались колхозы, на полях появились иностранные комбайны, были введены ИНН и т.д. и т. п. И ни разу еще не было такого, чтобы где-то в прессе или даже на кухнях шла дискуссия – нужны нам компьютеры, к примеру, или нет. Люди понимали - это неизбежно, и принимали все как должное, осваивали новое и шли вперед.
Исходя из этого, легко понять, что наша–то культура по большому счету приспособлена для будущего, раз в ней есть такое принятие перемен. Для примера приведу такую весьма развитую страну, как Япония. В этой стране только одна десятая семей имеет домашний компьютер, в компаниях компьютер на своем рабочем месте имеют менее одной четверти работников. О чем это говорит - о внутреннем сопротивлении переменам, о нежелании менять себя.
В нашей стране и республике, как известно, компьютер давно стал насущной потребностью для семьи и работы. Мы готовы к переменам, важно, как их проводят. Так давайте не оставлять эти процессы на самотек.
Разведка будущего
Но как же поступали наши предки, а теперь мы с вами поступаем в отношении того, что неясно, зыбко, непонятно? Как мы относимся к тому, что еще не проявило себя в полной определенности? На этот счет существует традиция - выслушать того, кто уже испытал что-то новое. Не зря существует пословица - даже если гость молод, прояви к нему уважение, потому что он гость, он рассказывает о том, что видел в краях далеких и землях незнаемых.