Вдоль реки Волги расположились более 60 городов. Один из самых старинных и красивых — Кострома. Город основан в XII веке князем Юрием Долгоруким — тем самым, который за несколько лет до этого, в 1147 году, заложил Москву.
Одним из примечательных событий в истории города стало приглашение на российский престол Михаила Романова, первого из царей в династии Романовых. Это произошло в Костроме на территории Ипатьевского монастыря.
Нынешним летом наша семья на машине отправилась в Кострому, любоваться одним из прекрасных городов, входящих в состав «Золотого кольца России».
Расстояние из Уфы до Костромы составляет 1,3 тысячи километров.
За один день проехать столько сложно. В моей практике самый большой путь составлял чуть больше 1,2 тысячи километров, включая порядка 700 километров по платной дороге (из Санкт-Петербурга до Кстово в Нижегородской области с некоторым отклонением от маршрута). Очень тяжело. Поэтому лучшим вариантом при поездке в Кострому станет остановка в Казани.
К истокам основания города
С Костромой связано несколько славных страничек истории.
Правда, сама история основания города изначально имела несколько версий. Как рассказал нам экскурсовод Дмитрий, историк по образованию, местные жители не могли точно определить дату основания города. Некоторые из них указывали на 1213 год. Однако не все были с этим согласны. В этот год Кострому сжег дотла князь Константин Всеволодович в междоусобной брани. И было бы странным считать годом основания города год, когда его сожгли. Обратились к археологам, но у тех плюс-минус 200 лет является нормальным явлением. Такая погрешность не устроила костромичей. В итоге они доверились сведениям дореволюционного историка Василия Татищева. Дату он вывел на основании некоторых документов, имеющихся в его распоряжении. Согласно им, город был основан в 1152 году.
Во времена восхождения Михаила Романова на царство
Мужской монастырь находится в западной части города, на берегу реки Костромы, которая чуть поодаль впадает в Волгу.
Первые упоминания о монастыре датируются 1432 годом, однако он основан раньше. Именно в его стенах в марте 1613 года бояре просили Михаила Романова на царство. 16-летний основатель династии там временно жил с матерью, монахиней Марфой.
Конечно, больше костромские земли связаны с боярами Годуновыми, которые имели там вотчинные земли, то есть переходящие по наследству. У Романовых на костромской земле были только служилые земли, которые были предоставлены на период их службы царскому дому.
Долгое время Годуновы покровительствовали монастырю — давали деньги, ценные вещи. В XVI столетии благодаря им появились каменные постройки, что сравнимо с нынешним Москва-сити, был построен Троицкий храм, а также выстроена высокая стена, защищавшая монастырь. Конец XVI – начало XVII веков принято считать расцветом монастыря, а с прекращением династии Годуновых, в XVII – XVIII столетиях он приходит в упадок. Романовы не делали больших вкладов в его развитие. При Екатерине II с секуляризацией церковных земель монастырь был закрыт. С XVIII века до 1917 года на его территории был архиерейский дом, в 1930-х годах открылось общежитие для рабочих текстильной фабрики. В 1958 году в помещениях монастыря открылся Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1989 году на его территории прошло первое богослужение, в 1991 году зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 2003 году здания переданы Костромской епархии. В монастыре были главы российского государства: в 1998 году его посетил Борис Ельцин, в 2005 году — Владимир Путин, в 2008 году — Дмитрий Медведев.
На встречу к Сусанину на «сковородку»
Без рассказа о центральной площади Костромы история города была бы неполной. Она несколько раз переименовывалась и в 1992 году вернула прежнее название — Сусанинская. Местные жители из-за ее формы называют ее «сковородкой»: площадь — круглая, а в сторону реки Волги уходит длинный и узкий Сусанинский сквер, похожий на ручку кухонной посуды.
Рядом с центральной площадью стоит величественный памятник Ивану Сусанину, который отдал жизнь за царя Михаила Федоровича. Он отправил своего зятя Богдана предупредить государя о приближении польского войска и посоветовал укрыться в стенах Ипатьевского монастыря. Сам же Иван Сусанин завел иноземцев в Исуповское болото, где они все и утонули.
Впервые о подвиге Ивана Сусанина в беседе с императрицей Екатериной II, приехавшей в Кострому, заговорил костромской архиерей Дамаскин в 1767 году. В литературе первое упоминание об Иване Сусанине было в 1792 году в «Собрании исторических известий, относящих до Костромы» полковника Ивана Васькова. Первый памятник герою с названием «Жизнь за царя» был поставлен в городе в 1851 году. Памятник представлял собой расположенный сверху бюст молодого царя Михаила Федоровича, а внизу — крестьянина Ивана Сусанина с преклоненным коленом. Монумент был разрушен в первое десятилетие Советской власти. В 1967 году Ивану Сусанину установили новый памятник, который и по сей день стоит рядом с центральной площадью.
Каково стоять Ленину на царском постаменте?
С памятниками в Костроме не все однозначно. Яркий тому пример — памятник Ленину на территории Костромского кремля. Постамент подготовили для памятника царской династии, его сделали в виде высокой шатровой часовни высотой 25 метров. По уступам должны были стоять 26 фигур династии Романовых и лиц, повлиявших на развитие российской империи. На постаменте должен был сидеть в кресле самодержец, на коленях у него лежала карта российской империи. Предполагалось, что рядом будет стоять цесаревич Алексей. Смысл памятника сводился к тому, что император показывает наследнику, какую империю передает. Первая мировая война помешала завершить памятник. Государя с наследником не успели установить. Потом грянула революция. И так до 1924 года постамент простоял без «хозяина». После смерти вождя мирового пролетариата на пустующее место установили памятник Ленину. Первая фигура Владимира Ильича простояла до 1970 года и из-за некачественного материала пришла в негодность. В 1970 году установили новую фигуру. С восстановлением соборного кремля получилась весьма интересная картина. Вождь мирового пролетариата рукой стал указывать в сторону храма. Некоторые местные жители высказывались о демонтаже памятника Ленину. Однако костромской архиепископ, владыка Феропонт сказал мудрые слова, что костромская епархия никогда не воевала с памятниками и воевать с ними не собирается. Он отметил, что и царский постамент, и советский Ленин, и воссоздаваемый Кремль — это части истории города и ее надо сохранить, чтобы впредь не совершать ошибок. Все осталось, как есть — для пущей наглядности.
Всю зарплату — на благоустройство
Советская эпоха не стерла из памяти имена благодетелей дореволюционной Костромы. В их числе — купец и глава города Геннадий Ботников. В честь него назван сквер, расположенный неподалеку от центральной площади. Местные жители рассказывают, что купец торговал повсюду. В конце XIX столетия он был избран главой города, руководил Костромой в течение 15 лет. За все время ни разу не получил зарплату, довольствовался доходом от торговли. Заработок, положенный ему по госслужбе, отдавал на благоустройство города. За счет его дохода в Костроме появились дороги с асфальтовым покрытием, водопровод, канализация, нумерация домов, телефонная станция. При нем в 1913 году Кострома приняла императора Николая II. Купец и глава города не был репрессирован при советской власти, умер от инфаркта в 1922 году.
В городе в память об общественном деятеле и в знак благодарности ему открыли музей — «Дом городского головы Г.Н. Ботникова». Он расположен в здании, в котором в начале XX века вел деловые встречи и переговоры глава города. Построили его на фундаменте церкви Иоанна Богослова, сгоревшей в 1505 году.
Откуда брал сюжеты для пьес Александр Островский?
У драматурга Александра Островского был надежный источник — родной дядя, батюшка Павел Островский, который состоял секретарем костромского консисторского суда. Он утрясал все формальности и делал записи о рождении внебрачных детей. Отец Павел знал всех в городе. Когда происходила какая-то интересная история, он делал записи, а потом рассказывал племяннику. Так на основе городских новостей рождались его знаменитые пьесы.
На основании истории об обнаружении тела женщины в Волге получилось одно из знаменитых произведений Александра Островского — «Гроза». Прототипы пьесы проживали на улице Ильинской, рядом с набережной. Дело Александры Клыковой, найденной в реке мертвой, изучал отец Павел. Он и рассказал племяннику, как богатая купчиха Клыкова угнетала домочадцев, в том числе невестку Александру.
Спустя полгода после трагических событий в малом императорском театре состоялась громкая премьера. Александра Островского вызывали на поклоны, устраивали овации, дарили цветы. Вся театральная Москва только и говорила о том, какую пьесу он написал: «Прямо луч света в темном царстве».
Все произошедшие события вписаны в небольшой треугольник: с одной стороны улица Ильинская, со второй — соборный холм, с третьей стороны — Волга, которая поставила точку в пьесе.
Как рассказал экскурсовод Дмитрий, купчиха Клыкова проживала 86 лет. Муками совести ни одного дня не страдала. Наоборот, кляла свою непутевую невестку, что ее на весь город ославила. Дом отошел четырем наследникам. Ни один из них ни одного дня там не жил. Выставили на продажу. Продавали два года. Брать его никто не хотел. Во-первых, дорого. Во-вторых, все прекрасно помнили, кто там жил. Внутри дома такая обстановка, что даже на кладбище веселее. Его выкупила костромская епархия и устроила там гостиницу для паломников. После революции в доме сделали коммуналки, потом отдельные квартиры. Недавно дом был расселен и выкуплен, в нем планируют снова организовать гостиницу.
Ужасная ночь в «клоповнике»
На одном из домов желтого цвета, примыкающих к главной площади Костромы, красуется табличка с надписью о том, что там жил драматург Александр Николаевич Островский.
Как признался наш «Вергилий» по Костроме Дмитрий, скромная доска умалчивает о том, что писатель провел в доме всего одну ночь. На утро в своем дневнике он выразил негодование: «Прескверное место. Блох и клопов много, публика странная». В те далекие годы это была самая дешевая гостиница в Костроме. Почему богатого дворянина в такой «клоповник» занесло? Дороги подвели. Сейчас от Москвы до Костромы на «Ласточке» можно доехать за считанные часы. Александр Николаевич заложил на дорогу три дня и все равно ошибся. Осенью дороги развезло. На лошадях в бричке он ехал вместо трех дней пять. И приехал к празднику, Рождеству Богородицы — 21 сентября. Во всех гостиницах все приличные места давно разобрали. В результате ему нашли одно местечко. Еле-еле выдержал ночь, под утро убежал досыпать в собственный экипаж. На другой день писателю повезло, он пересек улицу и оказался в прекрасной гостинице, в шикарном здании с колоннами — там же на центральной площади.
Драматург Александр Островский был в полном восторге от первоклассной гостиницы, которую организовал купец А. Первушин в доме генерала Сергея Борщова (построен в первой четверти XIX века). За десятилетие до сделки в этом доме останавливался император Николай I, а чуть позже его сын Александр II со своим воспитателем, поэтом Василием Жуковским.
Купец Первушин купил дом, пострадавший в пожаре, хорошо вложился и назвал гостиницу «Лондон». Тогда жители Костромы активно торговали с англичанами. В те времена примерно треть английского флота ходило под костромской парусиной. Куда в Костроме заселиться английскому купцу? Конечно, в «Лондон». Маркетинга в те годы не было, а законы его работали. Купцы об этом точно знали.
— В пьесе «Бесприданница» Александр Островский сделал гостинице скрытую рекламу. В произведении есть диалог купца Вожеватова и актера Робинзона, которого Паратов пьяным с острова снял. Купец говорит Робинзону, что такому актеру обязательно надо в Париж. «Я языка французского не знаю», — ответил актер. «Зачем тебе язык знать. Мы с тобой в гостиницу «Париж» с трактиром поедем, которая на главной площади нашего города». Когда в Костроме прочитали «Бесприданницу» все моментально догадались, что это за город Бряхимов стоит на Волге, а в центре его ровно такая же гостиница и есть. Только в пьесе гостиница «Лондон» переименована в «Париж». Намек был очень прозрачный, — с удовольствием поделился собеседник Дмитрий.
Гостиница работала до революции. В Советское время в доме Борщова обосновался суд и находился там до 2005 года. Архив областного суда до сих пор находится в доме.
Еще одно напоминание о семье Островских — беседка на набережной реки Волги, в которой смотрела на Волгу несчастная Огудалова из фильма «Жестокий романс», когда уехал ее Сергей Сергеевич Паратов. Так заканчивалась первая серия известной советской киноленты. До революции на том месте тоже стояла беседочка, в которой собирались за самоваром Островские. Дядя рассказывал городские новости, а племянник записывал, а потом появлялись прекрасные пьесы.
У местных экскурсоводов приготовлено для гостей Костромы еще много городских легенд и преданий, с которыми они рады с большим удовольствием поделиться. Город прекрасен! Исторический центр сохранил следы купеческой Костромы XIX столетия. Это хороший повод заглянуть в один из городов, которые входят в «Золотое кольцо России». Приятных путешествий, в том числе по страницам нашей славной истории!