Вспоминаю свою службу в советской армии в середине 80-х годов и сравниваю с нынешней. В СССР служили два года, во многих гарнизонах процветали дедовщина, неуставщина, воровство снабженцев, преступность. Потому армию и реформировали. Сейчас большинство военных служат на контрактной основе, призывники — всего год, причем с ровесниками.
Как-то раз я провел один день в казарме с солдатами-зенитчиками в Алкино — горячая вода, душевая, кофе-машины, стиральные машины, хотя их обстирывала аутсорсинговая компания. Никаких нарядов по столовой, ночных разгрузок угля. Обед из трех-четырех блюд на выбор солдатам готовила другая компания, а в советской армии поварами были солдаты и полы с посудой роты мыли по очереди. А мы в 80-х все время ходили вымазанные в известке, цементе и краске, постоянно не выспавшиеся, и это в зенитно-ракетном дивизионе, таком же, как в Алкино. У меня от удивления отвисла челюсть, когда я узнал, что днем зенитчикам один час выделялся на сон.
Срочников никто не обижал и не бил, но каждое утро ротный осматривал их на предмет синяков.
Спросите любого, служившего в СССР, — он скажет вам, что такая армия солдатам 80-х даже не снилась. Проблемы в ней еще есть, но уже не в таком масштабе, но изменения колоссальные.
Однако даже таких Вооруженных Сил часть призывников и их родителей боятся. Чуть ли не с 10 лет мамы начинают фиксировать несуществующие болезни и «страшные» диагнозы. А потом, спустя 5-10 лет, они обнаруживают, что дитятко предпочитает жить с родителями, а не создавать свою семью, каждый день жалуется на начальство на работе. И «работа» эта какая-то странная, зарплаты едва хватает на еду, а сынуля спит до обеда.
А ведь армия закаляет физически, меняет менталитет парня, срывает розовые очки. В замкнутом пространстве мужского коллектива он быстро понимает, что «здесь тебе не тут». Надо крутиться быстрее, все успевать, учиться находить общий язык с товарищами, взаимодействовать в команде. Служба по призыву — это первый важный этап встраивания в социум. Даже выход из зоны комфорта и наивных юношеских мечтаний стоит того, чтобы послужить в армии.
Это особенно актуально для нынешних зумеров и миллениалов.
Сколько раз я слышал от знакомых что-то типа: «Моему сыну уже 29 лет, а у него даже девушки нет, сидит сутками в компьютере, в игры играет. Даже поесть себе приготовить не может».
Я думаю, может, но не хочет. Просто он не был в армии, не испытал так называемый порог воли, когда на последнем отрезке 15-километрового кросса в полном снаряжении с автоматом, подсумками, противогазом и гранатометом ты говоришь себе: «Я смогу». Выигрываешь это сражение с собой, и еще одно, и еще... А потом на «гражданке» казавшееся невыполнимым становится простым.