Все новости
Мнение
6 Февраля , 08:00

Выстрелы в уфимской гимназии указали на «прорехи» в образовании

Следком. Следком.
Фото: Следком. / Следком.
Ляля Латыпова
Журналист

— У нас тоже в школе, бывало, травили некоторых одноклассников. Некоторые из них жаловались родителям, те приходили в школу разбираться. На этом инцидент исчерпывался. Случалось, что какой-то учитель относился к кому-то с повышенной требовательностью. Например, если видел, что ребенок одаренный, но ленивый. Или подросток нарушал дисциплину, мешая учителю вести уроки. За такое наставник мог и указкой по голове «отоварить».

Но большинство детей как-то перерастало эти подростковые проблемы, учились давать отпор сверстникам, находили общий язык с учителями. Но уж точно бы им и в голову не пришло покушаться на жизнь сверстников, а тем более учителей! — высказалась моя подруга по поводу недавнего инцидента в одной из гимназий Уфы.

Она — мама троих детей разного возраста, то есть ей знакомы будни школ на протяжении почти трех десятилетий. И ее сильно взволновала история с девятиклассником, который пришел в свою гимназию и там открыл стрельбу из страйкбольного пистолета. Да, потом выяснилось, что это была пластиковая игрушка. Но переполох она устроила знатный. Мальчик успел напасть на учителя истории, который, по его убеждению, занижал ему оценки, и на троих одноклассников.  

— Еще я, как мама, не могу понять, почему родители были абсолютно не в курсе того, что творится на душе у ребенка? — продолжила многодетная мать. — Моему старшему ребенку 28 лет, младшему — 10, средний как раз в возрасте того пацана. И я в курсе абсолютно всего, что происходит с детьми в школе. Не всегда — от детей лично. Просто, как только замечала какие-то, даже малейшие изменения в их поведении, начинала расспрашивать. Если результат не устраивал, шла в школу, на разговор к классному руководителю. Ну и социальные сети сыновей (дочь уже взрослая) обязательно мониторю сегодня. Дети знают: я всегда буду на их стороне, поэтому свои настроения от меня особо не скрывают. Вот так за ребенка нужно биться на каждом этапе его жизни! – подытожила женщина.

А меня саму в этой и подобных историях сильно изумляет, почему такой подход к решению школьных проблем — нападение на сверстников и учителей — дети вообще считают возможным? Ведь в последнее время то в одной, то в другой российской школе происходят инциденты с нападением подростков на школу. И не все из них выбираются живыми и здоровыми. 

На мой взгляд, причина подобных явлений в том, что сегодня детей не пытаются сызмальства вписать в общий социум. Благополучные по социальным меркам мамы и папы воспитывают детей в крайне тепличных условиях. Они всячески оберегают их от адаптации к жизни в обычном обществе, везде подстилая соломку, выполняя за них все сложные работы, ругаясь ради ребенка с окружающими даже там, где явно неправы. В итоге ребенок, столкнувшись в детском коллективе с интересами таких же эгоцентричных детей, получает стресс, озлобляется.

А родители с маргинальными наклонностями абсолютно не занимаются своими чадами. И те либо идут по кривой тропе в лапы преступников, либо начинают издеваться над сверстниками.

Еще одна причина — не слишком уважительное отношение общества к педагогам. Я далека от идеализации советских педагогов и совершенно не приветствую идею бить учеников по голове указкой за непослушание. Но главенство учителя над учеником и соблюдение субординации родителями считаю обязательными. А сегодня нередко родители и их дети воспринимают педагогов как обслугу. Соответственно, даже обоснованно низкие оценки за учебу вызывают в адрес учителей агрессию школьников или жалобы родителей в вышестоящие инстанции. В итоге педагоги настолько зашуганы или фрустрированы, что выполняют свою работу четко по инструкциям, в которых нет пункта «вглядываться в душу ребенка».

Хотя, конечно, очень странно, что никто не уловил настроение подростка-правонарушителя, ведь перед  противозаконной выходкой он в соцсетях писал о своих конфликтах с педагогом. Он же выкладывал аудиозаписи разговоров в классах, рассказывал, хоть и туманно, о том, что планирует сделать кое-что, выходящее за рамки нормы. И это длилось почти неделю. А в день инцидента выложил фото с оружием и оставил подпись: «Мой последний поход в школу». Ни один подписчик, не говоря уж о взрослых родственниках или педагогах, не обратил на это внимание.

Вопросы есть и к организации безопасности самого учебного заведения. И это проблема не только одной конкретной гимназии. Например, я, как журналист, часто прихожу в разные образовательные учреждения на мероприятия. Да, двери закрываются на магнитный ключ, проникнуть внутрь постороннему мирному взрослому человеку затруднительно. Нужно показывать паспорт, записываться в специальном журнале. Но вот учеников и студентов всегда пропускают спокойно, досмотра на входе нет, так же, как и металлоискателей. Хотя в той самой гимназии он был. Однако там сработал пресловутый человеческий фактор: металлоискатель не отреагировал на пластиковый автомат на входе, но у подростка был еще и нож, на который прибор отреагировал звоном, а охрана не проверила, что там именно звенит. Да если бы и проверили, хватило бы сил отобрать холодное оружие? Ведь для таких действий нужны конкретная собранность и выучка. А, значит, более профессиональная система охраны.

Читайте нас