Жил в 80-х годах в Туймазинском районе легендарный человек, основоположник фермерского движения Габделахат Латыпов. Его дети и родственники создали мощный овощеводческий кластер, ставший учебным полигоном для обучения тепличников всей Башкирии.
Так вот этот туймазинец выращивал женьшень в теплице вместе с помидорами и продавал прямо на улице, положив на клеенку.
— В 1988 году я заглянул в хозяйство Латыпова в селе Старые Туймазы, — рассказывает председатель Ассоциации фермеров «Туймазинец» Минзагит Шангареев. — Это была небольшая конструкция из лесных жердей на 15 соток, обтянутая пленкой. На одной части росли помидоры, другая была занята чем-то наподобие герани. Обогрев производился тремя дровяными печками-буржуйками. Герань оказалась женьшенем. Семена фермер раздобыл в одном из новосибирских НИИ и научился культивировать это многолетнее чудо-растение. Я понял, именно за такими людьми — будущее. Но проблема была в том, что тогда не было маркетинга, а фермерство пробивало себе дорогу с боем, под гнетом штрафов социалистической системы, — говорит Шангареев.
По воспоминаниям Латыпова выращивать женьшень на Урале было не сложнее помидоров. Грибы культивировать труднее во много раз. Но почему-то женьшеневое дело не получило на западе Башкирии дальнейшего распространения. Еще один фермер Равиль Курамшин в конце 90-х культивировал чудо-корень в Белебеевском районе. Об этом узнали цыгане, профинансировали его хозяйство, но потом сказали, что заберут 80 процентов урожая. Когда он возмутился, ромалы пригрозили сжечь всю ферму вместе с домом. В результате Курамшин тихой ночью собрал весь урожай и уехал с семьей. В моем интервью тех лет сохранилась только одна цифра: за пять лет (примерный срок созревания женьшеня) с 500 квадратных метров закрытого грунта можно получить корешков минимум на 350 тысяч долларов. Продавал он и недозревшие корешки закупщикам из Москвы.
Единственный минус женьшеня, о котором говорил Равиль, — сильное истощение почвы. В следующий раз сажать женьшень в том же месте можно только через семь-восемь лет, основательно удобрив его. То есть севооборот должен четко соблюдаться, но опять же он не сложнее севооборота подсолнечника. Разберется любой агроном.
Кстати, на верхушке женьшеня находится так называемая зимующая почка. Из нее весной вырастает новый побег. Поэтому десяток кустов Курамшин посадил в тенистых местах на открытом воздухе в своем огороде, закрыв их от цыган двумя густыми рядами кустов смородины. Поливал специальной смесью и за три года корни достигли веса в 50 граммов каждый. Результат невероятный. Потому что только к 100 годам женьшень достигает 300-400 граммов в дикой природе.
— Так почему бы не освободить часть теплицы под женьшень и не сделать ленивое долгосрочное вложение на пять лет? — спрашиваю одного из туймазинских овощеводов.
— Я изучал вопрос. Можно организовать затенение, спецгрунт, чтобы ускорить рост в два раза, купить 100 семян на Алтае за 10 000 рублей с доставкой. Можно просто огородить, высадить в открытый грунт, он ведь в Сибири не замерзает и у нас не замерзнет. Но не любят у нас такое. Нет примера. Кроме Габделахата-абый никто в районе на такое не решился. Опять же много подделок. Вместо женьшеня часто продают корни какой-то радиолы розовой. Сбыт — вообще не представляю. Как только выкопаешь чудо-корень, он начинает усыхать, вместе со своей стоимостью. То есть надо притаскивать к грядке заказчика и копать перед его глазами, вручив в руки сертификат на семена. Делать настойки? — это вообще отдельная наука. Может получиться полная ерунда. А в Китай ехать — учиться, то все помидоры мои пропадут. Один потенциальный заказчик сказал, что корешок надо сдавать в лабораторию. Понимаешь? Если в женьшене будет слишком мало полезных веществ или превысят норму нитраты, он будет стоить как 20 пучков петрушки (сырье для парфюмерного крема). Прощай, пятилетка. Кроме того, семена должны пройти стратификацию (процедуру ускорения всхода). Если нарушишь технологию их хранения они взойдут, как в природе, через два года. Не знаю даже.
— Но ведь в Свердловской области, в деревне Комарово семья Сыропятовых решила эти проблемы. Там вся деревня женьшень растит... Иммунитет после ковида укрепляет.
— Иди, не мешай мне, фура пришла. Надо помидорки грузить…
— 100-граммовый корень стоит 10-12 тысяч долларов…
— Да-а-а! Конечно. Иди, там мешок с помидорами возьми, салат себе сделаешь. Он тоже полезный.