Очень многие, к сожалению, уверены, что в Башкирии позорно и плохо учиться, что вузы — так себе, а Уфа — провинциальная деревня, мол, отсюда надо бежать. «О бедные наши дети!».
Однако, как только было объявлено о слиянии УГАТУ и БГУ в единый научный центр, начались танцы с бубнами в соцсетях. Выяснилось, что вузы «замечательные», «имеют свои историю, традиции, отличный преподавательский состав» и объединение их разрушит. Выпускники-«технари» УГАТУ востребованы.
Во время интервью и репортажей не раз выяснял, что чуть ли не каждый второй начальник цеха, управления —выпускник УГАТУ.
Что касается БГУ с гуманитарным уклоном, серьезной академической подготовкой, который я окончил в 1992 году, то он определённое время выпускал невостребованных географов, историков, филологов. Ведь в школах прошли «оптимизации». Потом выпускники, мои одногруппники, шли учиться другим специальностям, чтобы прокормиться. В школах работать не хотели из-за нищенской зарплаты, нервотрепки с отчетами, да и мест особо не было. Уже тогда не нужно было такое количество учителей, юристов, экономистов. Нет в них необходимости и сейчас. Это я к тревожным опасениям участников моего опроса в соцсетях о слиянии двух вузов Башкирии.
Они боятся, что первыми под ножницы попадут гуманитарные кафедры БГУ, якобы дублирующие те же направления, что в БГПУ. Многие тревожатся за научные базы обоих вузов. Ведь наука — дело тонкое. УГАТУ имеет серьезные проекты с «Ростехом», при объединении научные показатели, договоры, базы могут устремиться к нулю. Непонятно, как будут объединяться отделы закупок. Из одного котла будут выделять материалы и оборудование? Вот что пишут по поводу слияния неравнодушные пользователи соцсетей.
— Если у властей цель — экономия на управленческом аппарате, так надо сначала дать лет пять переходного периода, подготовиться, адаптировать программы, штатное расписание, а потом объединять.
Одни написали что весь шум ради «золотой земли» под общежитиями, лакомого куска для любого застройщика.
— Уже объединили УГНТУ и УТИС, где эффект? В чем он? – спрашивают другие.
— Надо бояться не дублирования кафедр, ведь УГАТУ политехнический и у него точные профильные инженерные кафедры. БГУ – классическое высшее учебное заведение. Между тем, в Татарстане, в наукограде, открыли новый инновационный университет и создали новую научную отрасль. Не стали ремонтировать старое, а построили новое. Это дешевле, —– пишет человек из научной среды.
— Не согласен, еще как «ремонтировали»: к КГУ присоединили гуманитарный, экономический, педагогические вузы и академию управления, а КАИ и КХТИ сделали научно-исследовательскими университетами, теперь у них два КНИТУ —- технический и технологический, и инженерные лицеи при каждом из них, — отвечает ему собеседник.
— Научная школа часто держится на одном-двух профессорах, а уж потом вырастает новое направление из молодых. Технологии можно развивать стройными рядами, а науку нет. Классический пример — рождение ядерной науки, атомной бомбы, началось с нескольких человек, с академической науки. В БГУ больше готовятся ученые-экономисты с академической подготовкой, а в УГАТУ —- инженеры-экономисты. Это разные базы, о чем надо помнить.
А между тем, попечительский совет УГАТУ направил обращение гендиректору «Ростеха» Сергею Чемезову о недопустимости слияния с БГУ. Потому что эти два вуза имеют разный круг абитуриентов, работодателей и заказчиков. Могут пострадать контракты, связанные с оборонкой.
Бывший ректор УГАТУ, возглавлявший вуз с 1992 по 2003 годы, профессор Салават Кусимов высказался в СМИ о том, что большое учебное заведение не означает хорошее. Он отметил проблему отсутствия притока новых кадров и рынка профессорско-преподавательского состава в Уфе.
— Новых ученых можно пригласить из других регионов, но на это нужны деньги, а для привлечения иностранных специалистов — ещё большие средства.
Воспроизводство преподавателей в собственной аспирантуре УГАТУ практически прекратилось. В 2019 году министерство выделило 11 бюджетных мест для аспирантуры, а когда-то было 200 человек. Кадровая катастрофа не за горами, — считает профессор.
Я против того, чтобы из купели выплеснули дитя. Однако госпрограмма реформирования высшего образования «Приоритет 2030» предполагает создание центров с мощной научно-технической материальной базой. Вузы придется и надо интегрировать в производство, как сделано в Китае. Сегодня кадровики читают десятки резюме выпускников, а когда те приступают к работе, говорят, что толк от них будет, возможно, лет через пять. С этим надо что-то делать. На последнем «круглом столе», организованном «Коммерсантом», разработчики программы НОЦ сообщили, что все ранее заключенные вузами контракты, проекты останутся в силе. А без реформирования этих вузов огромные федеральные средства пройдут мимо Башкирии.
Пока же общественность высказала аргумента «за» — инвестиции, инновации, повышение качества обучения. Аргументы «против» — слома традиций, статуса, классики академобразования. Многие надеются, что при объединении будет учтено мнение большинства ученых, преподавателей, а не только ректоров.