Все новости
Мнение
17 Сентября 2018, 09:00

В Башкирии спрятан клад стоимостью два миллиарда рублей

Фото Дарьи Святохиной.
Фото Дарьи Святохиной.
Эмиль Мусин
Журналист
На бывшем полигоне Туймазов, в 700 метрах от завода автобетоновозов, который действовал с 1949 года. Сначала шесть, а потом 15 мусоровозов свезли туда цветного, черного металла, пластика, стекла, макулатуры по приблизительной оценке переработчиков и перевозчиков отходов на сумму более двух миллиардов рублей. Люди закопали гору новых ведер, станков, носков, огромную библиотеку, две больницы или современный мусороперерабатывающий завод.
Второй «клад» (новый полигон ТКО) находится чуть дальше бывшего ветсанутильзавода. В процессе начавшейся «мусорной реформы» закапывание денег продолжается почти в таком же темпе, кстати, за наш с вами счет.
В августе я побывал там. Вместе с картофельными очистками, стаканчиками из под йогурта грейдер трамбовал даже железо с алюминием. У японцев слезы бы навернулись на глаза.
Чуть ли не ежемесячно регоператор запада по вывозу отходов Башкирии (обслуживает десять районов, включая Туймазинский) устанавливает возле домов специальные раздельные контейнеры для пластика, картона, алюминиевых банок. Однако они — почти пустые. Часть населения любит лес, траву и озера только в соцсетях.
— С начала года собрано, спрессовано и отправлено на переработку в Уфу более 17 тонн пластиковой тары. Это 0,1 процента от всего объёма собранных отходов, — сообщил представитель регоператора.
Даже не процент!!!
В результате почти весь пластик, включая некачественный, через своих представителей в крупных городах страны из Башкирии выгребают китайцы. Потом продают нам «одноразовые» стулья, вредные игрушки, низкокачественный полиэтилен. Мы буксуем — не хватает сырья. Экструдеры не загружены, простаивают по три месяца, пока на складе не наберется кучка полиэтиленовых отходов.
«Мусорная» реформа, когда с января будущего года и бабушка в далекой деревне, и коммерсант, живущий в пятикомнатной квартире, будут платить по новым тарифам (в том числе за сортировку, отправку на переработку отходов) уже поругана в соцсетях. Некоторым больно от мысли, что кто-то получит копеечку за сортировку и доставку вторсырья на заводы.
Переработчик из города Октябрьского читал лекцию в школах о раздельном сборе мусора, но к нему подходили мамы и в резкой форме заявляли, что их дети не будут и не обязаны бесплатно сдавать макулатуру. Хотя сами в детстве сдавали, и многие страны возвращаются к советской системе сбора вторсырья.
— Вы хотите, чтобы ваши дети и внуки привыкли к дымящимся помойкам, — сказал он им. — Одна автопокрышка способна отравить десять квадратных метров земли на много лет! Никаких полигонов не напасешься. Можем принять и за деньги, открыли вчера пункт вторсырья. На свалку или за деньги?
— Мужчина! Не пудрите нам мозги, — последовал ответ.
И вот он, выплачивающий налоги, создающий рабочие места, с трудом выжимающий из предприятия рентабельность в размере четырех процентов, с горечью сказал:
— Думаю, Башкирия еще лет десять будет в прямом смысле сырьевым придатком Китая. Нам проще получать бусы за сырье. Продолжим зарывать миллиарды. Содержать полигоны, чертыхаться по поводу несанкционированных свалок…
Лишь пенсионеры, негласные члены Гринпис, везут ему на прицепах стеклобой, макулатуру, собирают в парках пивные банки, бутылки. Зарабатывают прибавку к пенсии. Они давно знали, что мусора, в принципе, нет, — есть вторсырье.
Автор:Мусин Эмиль
Читайте нас: