Мне всегда нравилось находить в городе дополнительное измерение. Вот бредешь ты в сугробах, через жижу и холодный ветер и вдруг оказываешься в заповедных местах, где спорят о том, что нас ждет после эпохи постмодернизма, или внезапно слушаешь об актуальности марксизма или смотришь на спортсменов, которые немного неуклюже говорят о книгах. Конечно, в сети полно лекций, но в живой компании появляются энергия, заряд, это заметно по тому, как завязываются дискуссии, как трудно расходиться и хочется побыть вместе дольше, как продолжается обсуждение в соцсетях.
Всю прошлую неделю я исследовала дискуссионные клубы города. Где можно поговорить о высоком, обсудить искусство и философские вопросы, да хотя бы прочитанные книжки. На один действующий кружок приходилось по три полуживых, а то и мертвых. В Уфе хорошо начинать, а вот продолжать — не очень.
Как в прошлом году мы радовались, что появилась «Курилка Гутенберга» - научно-популярный образовательный проект! Лекторы в зале Академии наук читали широкой публике про синтез новых материалов, химию нефтепродуктов, физиологию зрительной системы, историю ислама. В этом году курилка молчит. За популярными научными лекциями нужно идти в университет, либо ловить заезжих гастролеров — последним приезжал Сергей Попов на дни астрофизики. Ну или слушать с экрана компьютера, сейчас хороших сайтов с образовательными проектами много. Но живого общения, возможности задать вопросы, познакомиться с людьми, которые тоже интересуются наукой — уже не будет.
Ну а что если типичный уфимец не любит пустых разговоров и ходит только на полезные лекции, где можно чему-то научиться? И такие есть у нас в городе! Обучение дизайну, курсы о работе в области продвижения, для пресс-служб, обучение стилю и макияжу, школы бега и плаванья, университет третьего возраста для пенсионеров — и там не аншлаг, хотя много абсолютно бесплатных проектов. Ходят те же 10-15 активистов, а остальные предпочитают образовываться дома...
Быть может, наши горожане больше любят искусство и философию? Но и на этом поле картина безрадостная, регулярно радуют своими событиями только «Арт-Клуб», вся работа которого держится на энтузиазме и харизме организатора, Айгуль Рашитовой, и музей имени Нестерова, где читают академические лекции об истории искусства и ведут киноклубы. Гораздо больше проектов, которые существовали полгода-год, а потом загнулись. Большинство их них строилось на энергии одного-двух инициативных лиц. Переезд в другой город, рождение ребенка, более ответственная работа — и энтузиазм гаснет, а новорожденный лекторий уходит в небытие, оставляя после себя лишь малопосещаемые странички в соцсетях.
В чем же дело? В том, что харизматичная личность не может построить устойчивую структуру, которая бы поддерживала начинание и без лидера? Или уфимцы просто интроверты и не любят общаться? Может, сказывается индивидуализм или поголовная занятость? Похоже, что и то, и другое, и третье. Те, у кого есть работа и семья, часто сетуют, что с учетом дороги на работу и с работы времени остается впритык на приготовление еды и проверку уроков у ребенка. Какой уж тут лекторий или киноклуб?
Среди знакомых стало нормально учиться по роликам в ютубе, дистанционным лекториям, интернет-курсам. Для дискуссий там организуются скайп-конференции. Но значит ли это, что формат публичного лектория и дискуссии с живыми оппонентами уже стал вехой в истории? Похоже, что да. Встретить единомышленников, попробовать себя в роли оратора и встретиться со страхом публичных выступлений довольно успешно можно в сети. Там же виртуально гуляют по другим странам, прыгают с парашютом, ныряют на дно океана. Пора бы уже не выходить из комнаты, открыть перископ и смотреть на мир через экран телефона.
Как-то раз я присутствовала на одном концерте, почти все выступления которого были представлены одиночками. Один парень вышел и станцевал, другой отбитбоксил, третья спела, четвертый показал фокусы. Зачем искать напарника, подстраиваться под него, менять график, если можно тренироваться одному дома перед зеркалом? Отработать все блестяще, получить дозу оваций и гонорар, который не надо ни с кем делить. И с другой стороны: зачем ходить на концерт, если можно посмотреть трансляцию в сети, не нужно тратить деньги и время в пробках, неуклюже скользить по обледеневшему тротуару с риском сломать себе руку, краситься, наряжаться... Неужели только ради энергии и тепла человеческого контакта?
Ответ я пока вижу такой: чтобы приблизиться к пониманию реальности, увидеть, почувствовать жизнь. Наши органы чувств существенно искажают восприятие мира, и то, что увидит один, может не заметить другой. Когда мы потребляем готовый медиапродукт с помощью устройств, эта иллюзия восприятия только набирает обороты, отдаляя от нас от того, что есть на самом деле. Мы можем выслушать массу мнений, что лекция была прекрасна, а когда придем, учуем запах чеснока изо рта соседа, поймем, что гладкая речь оратора — всего лишь видеомонтаж, ощутим холод и ветер по пути, завяжем диалог с кем-то из слушателей по дороге к остановке, станем чуть больше собой, чем обычно.