Все новости
Мнение
4 Октября 2016, 09:00

Сериал «Продам «Башнефть». Сезон 2. Серия 1.

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Игорь Савельев
Писатель
Те из читателей, кто смотрит сериалы, знают, что этот вид телефильмов делится на сезоны. Это раньше какая-нибудь «Санта-Барбара» летела на обалдевшего постсоветского зрителя одной такой сплошной бетонной плитой, снятой на едином дыхании с 84-го по 93-й. Многочисленные герои многократно теряли память, впадали в кому, умирали, воскрешались, женились и разводились, и всё это не имело чёткого деления на какие-то смысловые блоки. Сейчас — по-другому. Сезоны сериалов означают не только то, что зрителям нужны летние каникулы, а студии не успевают снимать «сплошняк» на 12 месяцев в году. У каждого сезона обычно ещё и свой мега-сюжет (и даже не один). Например, какой-нибудь центральный для сериала роман завязывается между героями в сентябре, чтобы плавно разрешиться к маю.
В сериале с продажей «Башнефти» нам, зрителям, не дали толком отдохнуть.
Конец прошлого «сезона» (а мы-то наивно понадеялись, что всего сериала) случился всего-то месяц назад. До этого — несколько месяцев тема продажи «Башнефти» не сходила со страниц не только уфимских, но и федеральных газет, причём именно в любимом народом сериальном формате. Я уже писал об этом в августовской колонке: «Столько было поворотов сюжета — как в мексиканских мыльных операх. И уж точно в «мыльном» стиле были однотипные новости, державшие всех в напряжении где-то месяца два. Путин запретил «Роснефти» покупать «Башнефть», поскольку обе госкомпании! А, нет, оказывается, Путин напрямую не запретил! Пресс-секретарь президента Песков истолковал эту рекомендацию так! А, нет, Песков истолковал её теперь сяк! Правительство не считает «Роснефть» госкомпанией! А, нет, министры считают по-другому! А, всё, теперь-то Путин запретил конкретнее!.. Спасибо, вы прослушали краткое содержание пяти процентов серий, шедших в топе новостей в ежедневном режиме».
«Большой» сюжет того, первого сезона можно описать следующим образом. (Если вообще уместно называть его первым. На отдельные остросюжетные сезоны вполне тянуло и то, как «Башнефть» вывели из собственности Башкирии 10 лет назад, и то, как отбирали у АФК «Система».) Одна из самых влиятельных структур решила получить лакомый кусок в виде «Башнефти» и инициировала приватизацию федеральной доли (вполне возможно, что и с замахом на республиканскую, но это событие не ближайших сезонов). Но тут у одного из самых могущественных людей в стране что-то пошло не так. То ли в дело включились реальные конкуренты, – а борьба за «Башнефть», действительно, вызвала неожиданное волнение элит в диапазоне от владельца «Лукойла» до президента Татарстана. То ли руководство страны решило поумерить аппетиты могущественного лица. То ли, действительно, посчитали вероятные убытки, а время сейчас откровенно не лучшее, чтобы продавать нефтяную компанию. Последний вариант наименее вероятный из трех, но он и прозвучал как официальный, когда приватизацию отменили. Точнее, перенесли на какой-то явно немаленький срок — то ли на год, то ли до возвращения высоких цен на нефть...
Но не успела обсохнуть типографская краска на газетах, в которых федеральные (и, кстати, республиканские) чиновники умиротворенно объясняли: да, сейчас продавать не нужно, не выгодно. Несколько дней назад на форуме в Сочи члены российского правительства вдруг заявили: сделка по приватизации «Башнефти» состоится в ближайшее время, вот-вот будет подписано постановление об этом. И даже как бы сделали вид, что никакой отмены приватизации не было. Мол, планы на доход от продажи «Башнефти» как были заложены в федеральный бюджет 2017 года, так там и остаются, и документ надо исполнять. Причем, в этом резко наступившем «втором сезоне» сериала «Роснефть» как главный потенциальный покупатель играет уже главную роль. В прошлый раз ей как бы не позволяли совершить сделку (т.к. сама она — государственная, и «приватизацию» госкомпании госкомпанией многие эксперты называют абсурдом). В этот раз как бы «юридических преград нет».
Этот «второй сезон» только что начался. По сути, в репортажах из Сочи мы увидели только первые серии, но можно не сомневаться, что серий будет много. Давайте-ка попробую описать один из главных сюжетов этого нового сезона. Это амнезия власти (хорошо хоть амнезия, а не кома, если уж взяты инструменты «Санта-Барбары»). Федеральные министры делают вид, что не помнят, о чем говорили месяц назад. Те, кто убеждал, что сейчас, с нынешними ценами на нефть сделка будет невыгодна бюджету, делают морду кирпичом. Если бы решение правительства о прекращении приватизации было отменено через полгода, через год, это бы не выглядело так вызывающе.
Почему произошла такая резкая перемена, и все эти высокопоставленные люди оказались в таком не совсем удобном положении? (Как-то неловко вчера говорить одно, сегодня другое, если «вчера» было вчера в прямом смысле.) Возможных причин — две. То ли дела российского бюджета действительно настолько плохи, что эти 300 миллиардов ему жизненно необходимы, то ли могущественный человек и его могущественная компания обладают поистине сверхвозможностями, такими, что ему не могут противостоять ни министры, ни губернаторы, ни «бери выше». Трудно сказать, какой из вариантов хуже. Но это, вообще, и не очень важно.
Скажу крамольную вещь, но сейчас, во «втором сезоне», сам итог приватизации — это действительно не так важно. В общем, всем понятно, что это будет «Роснефть». И вы попробуйте, вооружившись лупой, различить четкую границу между собственно Российской Федерацией (от ее имени федеральным пакетом «Башнефти» управляет Росимущество) и ее госкомпанией.
Важны тревожные признаки нестабильности решений федеральных властей, настроений властей. За подобными метаниями — отмена приватизации в августе и ее возобновление в сентябре — видно отсутствие стратегического плана. Всё решают сиюминутные выгоды или частные обещания (тоже сиюминутные). При этом незаметна даже забота о том, чтобы сохранять лицо, делать хорошую мину при плохой игре. Вот это — а не новый владелец «Башнефти» — по-настоящему тревожит.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: