Меня долгое время занимал один парадокс. Вот были у нас социалистические времена, кои, слава Господу (простите за кажущийся оксюморон), я застал уже взрослым молодым человеком. И индивидуализм тогда был не в чести, считался словом ругательным и искоренялся по мере возможности отовсюду. Только вот ярких индивидуальностей почему-то было очень много.
Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Николай Рубцов, Иннокентий Смоктуновский, Василий Шукшин, Вячеслав Зайцев… Этот список можно растянуть на десятки страниц, и каждый из упомянутых в нем представляет собой отдельную Вселенную. Да что говорить, мы и до сих пор живем только на том, что сделали и делают те самые индивидуальности, которые воспитывались в эпоху повального коллективизма.
Затем пришли иные времена, и не в чести стал коллективизм. Полностью изгнать его, правда, официально не могут, ибо понимают, что совсем без оного произойдет фазовая рассинхронизация всего пространства, но воли ему стараются не давать. Поэтому теперь у нас базовый принцип — индивидуализм: личный успех, личное развитие, личная выгода. А вот ярких индивидуальностей почему-то стало меньше.
И вот ломал я себе голову над этим парадоксом и вдруг понял. Ведь что такое индивидуальность? Что такое талант, гений? Это, как правило, индивид, который, обладая действительно свободной волей к творчеству, тем не менее, привык жить в добровольно-принудительном ограничении своей личностной свободы.
Музыкант должен с детства выбирать между футболом и гаммами, художник между тусовкой в торговом центре и палитрой. И никогда этот процесс не начинается, как добровольный. Мамы вытаскивают своих чад из футбольных баталий и волокут их к скрипке или фортепиано, школа такую личность пыталась засадить в жесткие рамки победителей всевозможных конкурсов. Но именно так и проходит огранка будущего характера. И именно так яркая индивидуальность научается сама быть себе ограничителем свободы.
Сегодня же при подавляющем дискурсе личностного успеха, на самом деле никто не учит быть индивидуальностью. Скорее, даже наоборот, главный рецепт личностного успеха заключается в приспособленчестве к любым условиям. Хочешь быть ярким? Вот тебе штаны, как у Славы, гитара, как у Пети, волосы, как у Маши, наплюй на всех и становись мегазвездой. Имидж — все, труд — ничто. Вот и получается невеселая картинка, что индивидов много, а настоящих индивидуальностей, способных принести в мир что-то новое, собственно, и нет. Поэтому клоунов много, а смеха — мало.
И что с этим делать? Не знаю…