Все новости
Мнение
28 Июня 2016, 12:53

Искусство пинать мертвых львов

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Игорь Савельев
Писатель
Большая часть моих еженедельных колонок в «Общественной электронной газете» посвящена уфимским темам, но сегодня мне трудно переключиться: я нахожусь в Москве и делаю ежедневную газету международного кинофестиваля. Поделюсь одним впечатлением, точнее, эффектом от двух совпавших по времени событий, никак друг с другом не связанных. Мастер-класс на фестивале давал английский режиссер Стивен Фрирз, а в это время (ну, условно говоря: конечно, совпадение не абсолютное) буквально в ста метрах от него через Новый Арбат, в ресторане, арестовали губернатора. Историю Никиты Белых, главы Кировской области, пересказывать не нужно: все и так прекрасно знают, и, конечно, видели совершенно мистические фотки made in Следственный Комитет, похожие на тайную вечерю в свете ультрафиолетовой лампы.
Нельзя сказать, чтобы фамилия Фрирза был хорошо известна широкой публике (как известна, тем более сегодня, фамилия Белых), но один его фильм десятилетней давности все-таки знают неплохо. Это «Королева», эталонная картина об английской монархии, в которой Хелен Миррен блистательно сыграла Елизавету II в тяжелые для Букингемского дворца дни, когда гибель принцессы Дианы едва ли не впервые серьезно поссорила королеву с народом. На встрече с московскими зрителями, в основном, обсуждался этот фильм, и речь шла о самых разных связанных с ним вещах — от необходимости монархии до вероятного выхода Великобритании из Евросоюза (еще одно совпадение этих же дней). Прожженный циник, Стивен Фрирз, отвечая на вопросы, отпускал шуточки не только в адрес Елизаветы, к которой, как показалось, относится гораздо более скептически, чем это можно заключить по фильму, но и в адрес всех вокруг; казалось, его трудно выбить из седла. Но одной даме из зрительного зала это удалось. Она спросила: «Неужели вы не получили никакого разрешения на то, чтобы снимать фильм о действующей королеве?!» Причем это было сказано с таким искреннем недоумением, что чистосердечие этой дамы не смогла бы сыграть и сама Хелен Мирен. Сначала Фрирз вообще не понял вопрос. Какое разрешение, у кого?.. Потом — вспоминал его до конца встречи, и было видно, что этот вопрос он вынесет из поездки в Москву едва ли не как главное впечатление.
Все-таки мысль о том, что любовь или нелюбовь к «начальству» должна быть согласована (видимо, с тем же «начальством»), неистребима в наших умах. Представьте себе ситуацию, чтобы российский режиссер вдруг решил снять фильм о Владимире Путине (причём, не панегирик, а какую-то проблемную картину) — и, ни с кем ничего не согласовывая, спокойно бы запустил этот проект? Кстати, «вдруг решил» — это я еще могу себе представить (представители творческих профессий все-таки не склонны слишком покладисто относиться к «начальству»). Но, если проект не любительский, все продюсеры и пр. немедленно побежали бы согласовывать и получать разрешения.
Кстати, немногие знают, но Владимир Путин однажды уже становился героем более-менее масштабного кино (по крайней мере, какой-то небольшой прокат по кинотеатрам типа нашей «Родины» оно имело). Фильм назывался «Поцелуй не для прессы», вышел довольно подобострастным (неназванного, но максимально приближенного внешне президента России играл Андрей Панин), появился еще в годы первого путинского срока. Забавно, что в основе сюжета была история взаимоотношений экранного президента с женой — более-менее безоблачная. За полтора десятилетия эта семейная жизнь круто поменялась. Теперь-то вся эта история действительно могла бы лечь в основу драматического произведения. Ее ключевые моменты — объявление о разводе в фойе Большого театра, телепередача НТВ «Один день президента» с красноречивыми сценами одиноких завтраков — вполне кинематографичны. Но вы можете себе представить, чтобы какой-то «системный» режиссер «системно» пошел на «Мосфильм» с такой заявкой?..
Но, кстати, с крайне малой вероятностью — можно что-то подобное вообразить. А вот в отношении региональных властей — железно нет. Принцип известен: на местах еще можно позволить слегка покусывать высшие власти, по причине того, что Москва далеко, но вот чтобы местных — ни-ни.
Тут, как вы понимаете, мы органично подошли к теме губернаторов, а значит, и имени Никиты Белых. Брал ли он взятку, еще предстоит установить следствию. В любом случае, на него тут же обрушился поток газетной критики, в том числе и в Кировской области (а может, и в первую очередь — в Кировской области). Для той же прессы еще неделю назад он был белым и пушистым... Люди поняли, что теперь-то «начальство» можно критиковать (или обсуждать) свободно: конкретно это «начальство», конечно, не освобожденное от высокого поста (на момент написания колонки) разве что по недоразумению.
Пинать мертвых львов при страхе даже приблизиться к живым — это какое-то наше всеобщее развлечение, привычка, традиция. Англичанину не понять.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: