Сейчас я нахожусь на семинаре по эриксоновскому гипнозу в Москве у Бетти Эриксон. Совпадение названия гипноза и фамилии Бетти Элис неслучайно — она дочь знаменитого Милтона Эриксона, который как раз научил весь мир пользоваться своим методом погружения человека в гипнотическое состояние — аккуратное, мягкое и очень... человечное.
К сожалению, он покинул этот мир в 1980 году, так что в свои шесть лет я не могла поучиться у него. Но у меня уже были прекрасные учителя — Тимур Гагин, Михаил Гинзбург, которые открыли мне двери в собственное бессознательное. А теперь я все эти лет двадцать закрепляю навыки, оттачиваю их. И семинар Бетти Эриксон — это как вишенка на торте. Её отец часто демонстрировал свой метод на ней перед студентами и клиентами, так что она знает об этом не понаслышке и щедро делится с нами, гипнологами, приехавшими со всех концов страны.
И я упущу профессиональные моменты, но поделюсь тем, что рассказала Бетти о мировоззрении своего отца. Я решила записать для вас некоторые постулаты, одновременно в чем-то интерпретируя их, поэтому полностью приписать нижеследующее Милтону Эриксону не рискну.
Вот что думал Эриксон о жизни:
Кстати, сам психотерапевт прекрасно это знал на собственном опыте, поскольку переболел полиомиелитом, остался инвалидом на всю жизнь, а последние годы жизни страдал от сильных болей. И он считал, что раз в жизни есть боль, страдания, то следует создавать радость.
И коли так, то нам не стоит ждать благодарности от мира в этой жизни или надеяться на утешение после смерти. Лучше благодарить себя самим — это очень полезно и приятно.
Жизнь конечна. Поэтому у всего есть своя цена.
И стоит помнить об этом и думать, на что жизнь уходит. Какую цену имеют ваши действия, эмоции...
Никто не знает своего будущего — поэтому мы не знаем, какой выбор мы делаем, хороший или плохой.
Смысл этой фразы для меня в том, что человек редко говорит себе: «Пойду совершу какую-нибудь глупость». Но даже если такое происходит, то обычно в любой ситуации человек делает для себя наилучший выбор. Правда, выбирает он лишь из имеющихся возможностей. И Бетти Эриксон говорила, что психотерапевт расширяет перспективу клиенту — в этом суть терапии. А хорошо получится у нас или плохо, мы понимаем только так называемым «задним умом», то есть через некоторое время. Оглянувшись на своё прошлое. А так всегда стараемся сделать хорошо.
Главное, что у вас в сердце. Если разум ему противоречит, то проиграет. Потому что чувства острее и важнее.
Эмоции существуют не только у человека, но и у животных. Они возникают раньше, чем мы начинаем что-либо осмысливать. И это вполне нормально. Если вас ударит игрушкой свой собственный ребёнок, то первые эмоции будут негативные. А через мгновение вы уже можете умиляться ему.
Мы сами создаём большую часть свою чувств! Хотя часто не понимаем, как это происходит.
Скажем, некоторые страхи возникают моментально — стоит только увидеть в детстве оскал большой собаки. А метод эриксоновского гипноза позволяет создавать желаемые эмоции в собственном опыте и убирать нежелательные.
Человек — единственное существо, которое может уговорить себя отстраниться от инстинкта.
Если животное последует ему сразу, то женщина, скажем, после физического насилия близкого мужчины может себе говорить: «Он больше никогда меня не ударит». Хотя Бетти говорит, что ударит...
Всё что мы получаем в жизни — это комбинация тяжёлого труда, везения или невезения.
Это мало кому нравится, но именно так считает Милтон Эриксон!
И хочется закончить следующей его фразой в изложении дочери: «Жизнь создана для любителей. Тогда легче прощать».