Странно, что люди, привычные к какому-то явлению в одной сфере, не могут точно так же перенести его в другую сферу. Поясню: недавно в социальной сети один редактор литературного «толстяка» был как громом поражен, когда ему позвонил «пиар-менеджер» одной поэтессы, чтобы договориться о публикации. Наличие человека с такими обязанностями редактор воспринял как вестник Апокалипсиса, о чем и написал в своем статусе. Не без юмора, конечно, но все же. Так почему же мы совершенно спокойно относимся к тому, что существуют пары: музыкант-продюсер или актер-антрепренер, или даже художник-арт-менеджер (хотя последнее все еще редкость в России), но в литературном процессе писатель должен быть одинок как перст? Ведь и здесь требуются недюжинные усилия для того, чтобы раскрутить автора: создать ему имидж, продвигать в сетях, договариваться о публикациях в хороших изданиях, готовить выступления в прессе, презентации книг да много чего еще. Наверное, всем этим может заниматься и сам автор, но, во-первых, не все способны (кто-то не владеет или даже не любит интернет), во-вторых, пиар занимает очень много времени и энергии в ущерб собственно творчеству.
Есть и другие аргументы: хороший автор не нуждается в пиаре, пиарятся и создают какие-то имиджи только дешевки и бездарности. Вот в этом утверждении как раз корень зла, мне кажется. Идет оно, безусловно, от советских времен, потому что более молодые авторы не отрицают важность пиара — они уже привыкли существовать в информационном обществе и знают его законы. Пусть эти законы и жестоки с точки зрения былой духовности, но они есть, и с ними приходится мириться: «Если тебя нет в интернете, то тебя не существует». А как иначе? Это раньше поэт мог собрать стадион или ДК оффлайн, а сейчас такой площадкой выступает Сеть, только там тебя могут услышать. Хотите убедиться? Возьмите поэта, создайте ему паблик и устройте «живой» поэтический вечер. На первый подпишутся сотни, которые будут читать и писать отзывы в виде комментариев, а на литературный вечер придет максимум 50 человек, а скорее всего 20-30 ближайших знакомых. А так как ни один автор не может работать без отдачи, то скорее в качестве более перспективной публики он выберет интернет-аудиторию. А для того, чтобы поддерживать ее интерес, нужны не только хорошие тексты, но и техническая работа по привлечению подписчиков, например.
Если копнуть еще глубже, то за утверждением, что литератору не нужен менеджер или «литературный агент» (более щадящее название), кроется мысль о «непродажности» литературы. Литературные тексты пишутся по зову души, а не на продажу. Стыдно торговать духовным! Опять же чисто коммунистический подход. Если человек что-то делает профессионально, то он может продавать это, что же здесь зазорного. Вы удивитесь, но авторы старой советской закалки до сих пор готовы работать хоть дворниками, но только не зарабатывать на своем искусстве. Что ж, достойные примеры есть: был дворником Андрей Платонов, Виктор Цой работал в кочегарке. Но это было совсем другое время. Выбрали бы такой же путь бессребреничества известные российские писатели, поэты и музыканты, имей они возможность нормально продавать свой творческий труд, а потому жить, посвящая все свое время только ему? Думаю, да. Потому что это и есть счастье.