Все новости
Мнение
22 Марта 2014, 09:00

Свобода слова на БСТ всё-таки существует

Булат Галиев
Журналист
На первой лекции по теории литературы доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы БГПИ Раиф Кадимович Амиров процитировал нам, первашам, бессмертное стихотворение Владимира Маяковского «Вам». Особенно примечательны были там такие строки:
Вам ли, любящим баб да блюда,
Жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре (слово на букву «б») буду
Подавать ананасную воду!
Я сейчас не решился написать слово, обозначающее женщин легкого поведения, но которое напечатано (открыто, причем!) во всех приличных собраниях сочинений великого поэта. А Раиф Кадимович тогда не постеснялся произнести его вслух, что было для нас шоком (потому что из песни, как говорится, слов не выкинешь. Раз великий русский поэт посчитал нужным сказать, значит, так надо!) Но я его не написал, потому что, как вы, наверняка, помните, в декабре 2013 года Роскомнадзор запретил в СМИ употреблять четыре матерных слова. Даже издал специальный документ, где обозначены эти слова. Это нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы.
Всё, что у нас не запрещено, то разрешено. На центральных каналах уже давно не стесняются произнести в прямом эфире «педераст», а в московской газете напечатать «сучье вымя».
Но Уфа — не Москва, у нас здесь нравы патриархальнее. Мы в здешних СМИ (в том числе и электронных) не употребляем не то, что эти четыре слова, а вообще бранных словечек стараемся избегать. А уж произнести в прямом эфире главного республиканского канала что-то «плохое» никому и в голову прийти не сможет. Так я считал до одного весеннего дня этого года.
В тот день меня пригласили на передачу «Телецентр», темой был предстоящий женский праздник. Главными героинями были предпринимательницы, актриса, многодетные матери, полицейский инспектор, общественные деятельницы и спортсменка.
Ну, все начали поздравлять женщин с 8 марта, говорить, какие они милые, нежные, прям ангелы без крыльев. Сижу я и думаю:
— Черт возьми, такая тема офигенная! Людей всегда волновали и будут волновать гендерные проблемы, отношения между мужчинами и женщинами. А они тут дифирамбы поют. Больше скандалов, споров нужно же на телевидении, чтобы рейтинг поднять!
И, когда дали микрофон, говорю что-то вроде того, что женский праздник — это, конечно, здорово, но женщины стали сейчас так эмансипированы, так независимы, что грань между мужчинами и женщинами стирается. А особенно раздражают женщины-руководители, бизнесменши, которые и на работе командуют и дома над мужем.
Что тут началось. Все возбудились невероятно. Одна дамочка, по совместительству депутат, даже, задыхаясь, спросила:
— А у вас вообще женщина-то есть?
Этим она хотела сказать, что только мужчина, у которого никого нет, может задаваться такими дурацкими вопросами, как я. А нормальный мужик, в ее понимании, должен молчать в тряпочку и не вякать в присутствии прекрасного пола.
И тут микрофон оказался у одной общественной деятельницы. В принципе, она говорила правильные вещи, я с ней согласен.
— Любая женщина, — сказала она, — знает: вот это семья, это муж, это дети, и она все проблемы оставляет за порогом. И она понимает, сейчас надо каждого в жопочку поцеловать, с каждым побыть…
Ведущий передачи Азамат Альмухаметов был в шоке и попытался исправить ситуацию:
— Это не эфирное слово!
Инцидент замяли. Вроде бы никто ничего не заметил. Подумаешь, «жопочка». Цензурное же слово (согласно Роскомнадзору).
Но для себя я отметил тот момент, после которого прежнего БСТ больше не будет. И всем тем, кто говорит, что там показывают лишь посевную и как хорошо жить в  нашей республике и больше ничего, дам почитать эту колонку.
Потому что, как известно, вначале было Слово.
Автор:Булат Галиев
Читайте нас: