Все новости
Мнение
21 Января 2014, 12:45

Голос совести

Кристина Абрамичева
Главный редактор журнала "Гипертекст", арт-критик
«В последнее время Союз архитекторов РБ перестал соблюдать принципы, провозглашенные его Уставом и Кодексом профессиональной этики архитектора. Так, практически, Союз и многие его члены одобрили безобразные проекты строительства гостиницы и высотного офиса на Верхнеторговой площади и пристроя к Музею им.М.В. Нестерова в Уфе, что в корне противоречит моим взглядам и принципам о роли и значении Союза в области архитектурной деятельности. Учитывая вышеизложенное, прошу не считать меня членом этой организации с 1.02.2014 года и исключить меня из СА РФ» — это из заявления Александра Васильевича Клемента (он процитировал его у себя в блоге), почетного архитектора России. Сейчас он находится на пенсии, а с 1987 по 2008 годы работал генеральным директором ЗАО ТАФ «Архпроект».
Это только в американских фильмах честный одиночка успешно борется против группировок различного толка, включая коррумпированную мафию. У нас бунт индивидуальности против некой «общины» считается глупостью, недальновидностью, проявлением чуть ли не юношеского максимализма. Такая национальная особенность общинного мышления (я бы назвала это стадным чувством, но очень уж не политкорректно). Тем не менее, случаи такого противостояния против профессионального сообщества (чем бы ни было продиктовано его единодушие) нередки и даже не всегда в них побеждает абсолютное большинство. Остановимся на примерах лишь из архитектурной жизни.
Евгений Викторович Асс, известный московский архитектор и преподаватель (до определенного времени — профессор МАрхИ, а в 2012 году он основал свой собственный архитектурный вуз — МАРШ, Московскую архитектурную школу), узнав, что Союз архитекторов России вступил в Общероссийский народный фронт, заявил, что будет вынужден покинуть Союз архитекторов в случае, если Союз сочтет нужным остаться в составе данной политической организации. Сила голоса Асса, его авторитет были столь высоки, что Союз архитекторов России, который без огласки пытался войти в Общероссийский народный фронт, не уведомив своих членов, решил воздержаться от присоединения к этой организации.
Феликс Новиков, известный советский архитектор-шестидесятник, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и застройки Зеленограда, в 1999 году отказался от авторства дома на Тургеневской площади (здание «Лукойла) из-за навязанных ему соавторов. До тех пор в истории российской архитектуры был единственный подобный случай — по той же причине самый известный архитектор ХХ века Ле Корбюзье отказался от авторства единственного построенного в Москве по его проекту здания — Дома Центросоюза (ныне Госкомстат). Главное здание «Лукойла» появилось в конце 90-х годов, оно строилось еще с конца 80-х по проекту мэтра советской модернистской архитектуры Феликса Новикова.
Из открытого письма архитектора Феликса Новикова: «Так кто же вы, мои незваные соавторы? Сколько вас? По какой причине ниша обрела исламские черты? Кто согласовал это решение? Мне такое и в страшном сне не снилось. Ответы на эти вопросы я, скорее всего, не получу. Впрочем, они мне и не нужны. Любой из вас может теперь приобщить «Лукойл» к числу своих творческих достижений, и это не вызовет моих возражений. Разве такое я хотел построить? А потому прошу впредь не упоминать мое имя в связи с этим сооружением. И заключаю свое письмо решительным отказом от авторства».
Но вернемся к нашему уфимскому случаю: многие скажут, что не было никакой необходимости выходить из Союза таким образом: ведь дискуссии о высотной «свечке», которая нависнет над Гостином двором, и стеклянном «амбаре», поглощающем особняк Лаптева (Нестеровский музей), давно отшумели. Однако существует голос совести, который очень сложно заглушить тем, у кого она есть. В таких случаях личное человеческое неприятие некоторых вещей, основанное на профессиональной этике и художественном вкусе, не позволяют просто смолчать. И всегда найдутся те, кто оценят этот шаг.
Автор:Абрамичева Кристина
Читайте нас: