Сегодня читала лекцию «Как заманить журналистов на ивент?» в рамках Медиаполигона. Суть мероприятия в следующем: в Уфу на неделю съехались молодые журналисты из разных городов, чтобы посетить мастер-классы от уфимских медиаперсон и журналистов «Русского репортера». А потом 5 апреля настанет час Х, когда вся эта орава выйдет на улицы нашего города и разбежится по точкам, чтобы сделать целый выпуск «Русского репортера» - "Уфа-24". По-моему, шикарная идея, ведь преподавание журналистики в провинции - на довольно низком уровне. Поэтому чем больше работы «в поле» и советов от столичных журналистов, тем лучше! Как раз сегодня прочла статью Александра Колесниченко на сайте Союза журналистов России «Журналистика второй свежести»:
«Провинциальные журналисты отстали от столичных в уровне мастерства гораздо больше, чем в уровне зарплат. Во многих регионах центральным СМИ не удается найти хотя бы одного корреспондента, способного работать даже за московские деньги по московским стандартам. Провинциалы не умеют собирать информацию, не могут быстро и качественно писать, не способны отличить общеизвестное от эксклюзивного, не разделяют факт и мнение и не видят разницы между новостью сегодняшней и новостью позавчерашней».
Печально, что приходится соглашаться почти с каждым тезисом этой статьи. Я и сама сегодня немало говорила об узости кругозора наших молодых журналистов, которые пишут об искусстве. Журналистка одного глянцевого журнала на полном серьезе интересовалась у Игоря Савельева, автора романа «Терешкова летит на Марс», кто такая Терешкова.
Хотя бы полупрофессиональных статей об искусстве, которых мы, участники художественного процесса, так жаждем, ничтожно мало. У нас все выращивают журналистов широчайшего профиля – сегодня он пишет об успехах промышленности, а завтра – о колбасе. Такой журналист экономически выгоден, его можно посылать куда угодно и ставить в любой раздел. Но, к сожалению, эта выгода снижает общий уровень выдаваемого материала. Журналист слишком часто считает, что его задача - придать выставке/художнику нужный имидж. Этот имидж, независимо от жанра издания, часто носит черты дешевой сенсации. Типичный вопрос редактора массовой газеты, когда ему предлагают материал, например, об открытии выставки: «А что там случится необычного?» Здесь у издателя действует железный принцип: выставка сама по себе не интересует нашего читателя, это не информационный повод. Между тем мировой опыт подсказывает, что создать интерес к культурному событию под силу любому журналисту. Если только он этого захочет. И некоторым в Уфе это блестяще удается. Например, художнику и филологу Ренате Малютиной. На открытие своей выставки она приносит уже штук пять статей об этой выставке в разных изданиях. Причем не просто анонсов, а полноценных таких, с анализом. Как ей это удается, если выставка только открылась? Возник у меня резонный вопрос. Ответ очевиден, Рената «помогает» журналистам осмыслить непростой для них материал. Может быть, это немного нечестно, зато публикации качественные. Что называется, пока сам не сделаешь, никто не сделает. Кстати, после лекции мне задали вопрос, не хочу ли я делать мастер-классы по культурной журналистике для местных изданий? Не знаю. Не думала пока об этом. Если инструментарию еще можно как-то обучить, то как восполнить пробелы в общем кругозоре иных журналистов?..