Все новости
Мнение
17 Марта 2013, 09:00

Модные слова XXI века

Алиса Курамшина
Психолог

Порою мучительно хочется не отстать от бега времени. Такое впечатление, что торможение равно старению. Как только я перестану пользоваться современными гаджетами, понимать молодёжь и бояться пробовать новое - так сразу здравствуй, дряхлость! А пока неохота. И хорошо, что осталась привычка, услышав незнакомое слово, проверять его значение в словаре.

Вот несколько месяцев назад таким словом стало «коворкинг». Мои знакомые открыли центр этого самого. Оказалось, что это пространство, в котором можно занять своё рабочее место (обычно стол с компьютером, стул, как минимум) и заниматься чем угодно вне зависимости от того, кто что делает рядом. В принципе, будь я фрилансером, работающим в сети, это могло бы быть идеальным для меня, если, скажем, надомная работа каким-то образом напрягает. И слово это реально новое – в 2005 году родилось.

Недавно любимый спросил меня: «Что такое spa?» Я изумилась: слово везде, смысл вроде понятен (ой ли?), а что на самом деле?! «Sanitas pro Aqua» (лат. «здоровье через воду»), оказывается. Водолечебница, в общем. Любая баня может громко так называться, надо же!

На самом деле, нет цели в этом материале описать все или даже часть новорожденных слов. Просто любопытно наблюдать, как они возникают и завоёвывают себе территорию, какие слова при этом оттесняют и даже со временем убивают… Например, видеть надписи вроде «Азык тулек мини market», которые, имхо, представляют собой настоящее поле битвы. Вот уже вместо премий прижились бонусы, вместо направлений тренды, вместо крайнего срока дедлайны и т.д. Сама я пока держусь на некоторых рубежах, на своих тренингах устраивая чайную паузу, а не кофе-брейк. Забавно также присутствовать при том, как слова меняют свой смысл. В ХХ веке слово «достать» больше относилось к сфере дефицита товара, а сейчас – к сфере межличностных отношений. Интересные метаморфозы произошли со словом «лук», каждый раз заставляющие меня улыбаться. Я уж не говорю про слово «трахаться» - по-моему, оно кардинально сменило имидж ещё в 90-е прошлого века.

После того, как сама произношу фразу вроде «Это эйчар, с которым я во френдах на фейсбуке», становится как-то не по себе сразу по двум причинам. Вот у меня есть друзья, а есть френды – это совсем не одно и то же. Френдов я могу и не знать вовсе, скажем. А вторая причина заключается в том, что, кажется, будто русский язык совсем перестал обогащаться за счёт внутренних ресурсов. Разве что «пичальку» вспомнила да «пипец», что само по себе пичалька и пипец, конечно.

Даже с исконно (вроде бы) русскими словами творится невесть что. Эта смесь французского с нижегородским пугает всё больше. Она затесалась уже в отдельные слова, родив таких уродцев, как «Matrёshka»! Уже и не знаешь порою, как читать: то ли РАН написано, а то ли, пардон, «пах»…

В общем, интересно всё это. Все эти лоферы и бомберы, реплики и мастхэвы, экосексуалы и YOLO.

P. S. Пока собирала информацию для материала, узнала, что такое «мультифора»! Это то, что мы привыкли называть «файлом» в смысле пластикового пакета, куда можно засунуть какую-нибудь бумагу для сохранности. Меня всегда смущало название «файл», потому что в моей голове оно принадлежит компьютерному миру. Теперь смогу щеголять «мультифорой». Только вряд ли кто меня поймёт.

Автор:Курамшина Алиса
Читайте нас: