Завершается юбилейный год: 20 лет как нет на свете СССР. Все всё валят на компанию Ельцин-Шушкевич-Кравчук, которые сообразили в белорусской пуще в Вискулях на троих. А между тем, есть и другой юбиляр – Михаил Сергеевич Горбачев. По интернету пронесся слух: телевизионщики с одного из самых отвязных российских телеканалов готовят фильм-компромат про него. Флаг им в руки. Чего-то они там точно наскребут. При отмороженной совести и отсутствии стыда современного российского ТВ можно ждать всякого. Да и сам Михал Сергеич наворотил дай Боже. Будто мы не знаем, кто это такой и что сделано им за годы перестройки. Без интернета и ТВ помним, как все начиналось… Можем подкинуть им сюжетов.
Разговорились в курилке. Молодой Владимир сказал, как отрезал:
- Без Горбачева мы бы так до сих пор ходили строем и рыдали бы, как корейцы, на очередных похоронах очередного вождя. Он же заставил нас шевелиться. Первые кооперативы чего стоят…
- Это точно, - сказал седовласый Александр. И поведал, как в конце 80-х волна кооперативного движения докатилась за короткое время до Дальнего Востока и накрыла приграничное село Камень-Рыболов волной видеосалонов.
- У меня там был друг Миша, - вспомнил Александр. – Так он сразу прочухал, что видеосалоны дадут ему большущий «навар». Село большое. И начал он совращать целомудренное поселение порнухой. Да что там село – вся страна на ту пору была совершенно девственной в этом отношении. Помните, на одном из телемостов с Америкой, который вели наш Познер и их Донахью, на весь честной мир заявила же тогда одна советская тетка: «В СССР секса нет». Так вот, тезка Михаила Горбачева наоткрывал сразу несколько видеосалонов. В этих вонючих и душных подвалах, покрываясь потом и краской стыда, каменьрыболовцы прикасались к новым тайнам любви.
Мозги на зарабатывание денег у Миши работали без остановки. И нюх на них у него был звериный. Однажды мы набрели с ним на узкоколейку, совершенно заброшенную и забытую Богом и людьми. Она, по сути, соединяла две страны – Китай и СССР - и при этом ее как бы не было. Каким-то невероятным образом она выпала из зоны внимания наших погранцов. Ковыляем мы с этим Мишей вдоль дороги. Я под ноги смотрю, шпалы считаю. На озеро Ханка любуюсь. (Оно, между прочим, дало название поселению. Казаки, когда осваивали территорию, прознали про одну особенность этого озера: на его берегу находился большой камень, напоминавший чашу. Во время прилива вода с рыбой попадала в нее и потом уходила через расщелины. А рыба оставалась. Таким образом камень ловил рыбу. Отсюда и название «Камень-Рыболов»).
А Миша всю дорогу посматривал на столбы и прислушивался к гулу проводов. Он тогда мне сказал:
- Слушай, Сань, ведь сколько лет прошло, а провода целые.
Я своим абсолютно непрактичным умом предположил тогда, что Миша хочет эти провода «толкнуть» как цветмет вместе со шпалами и рельсами. А он, сметливый, предприимчивый, вдохновленный лозунгом кооператоров «Куй железо, пока Горбачев!», удумал совершенно другую штуку. Знаете, какую? Он по этой линии начал от нас гнать на продажу китайцам электроэнергию. Уж как умудрился присоединиться к источнику, не знаю, а только провода эти гудели ого-го как. Вот кому привольно и весело стало жить при Горбачеве. Он за считанные месяцы, как тогда говорили, «поднялся». За ним кличка прицепилась «Миша-киловатт».
- Потом его убили, - закончил свой рассказ Александр.
…Надо же, ведь тоже Михаилом звали. А какая разница в судьбе.