Необычные, яркие здания, спроектированные архитектором Антонио Гауди — визитная карточка Барселоны. Кто знает — была бы Барселона столь популярной среди туристов, не родись Гауди в этой стране? Легендарный храм Святого Семейства, дом Бальо, дом Мила, дом Висенс, дом Кальвет, парк Гуэль — вот лишь краткий список творений великого зодчего.
Антонио Гауди родился в городе Реус в семье потомственных каменщиков в 1852 году. Разрабатывая проекты для частных и государственных заказчиков, Гауди нашел свой собственный, неповторимый стиль, позволивший ему стать величайшим архитектором-модернистом. Отличительные особенности его творчества — природные формы (деревья, скалы, животные), изобилие отделки и поражающие воображение символы. При этом Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, считая, что прямая линия — порождение человека, в то время как круг — порождение Бога. Во всех своих проектах мастер не только искал практические решения, но и стремился создать абсолютное произведение искусства.
Какие же творения Гауди обязательно нужно увидеть тем, кто приезжает в Барселону? Если у вас предостаточно времени, ознакомьтесь для начала с ранними работами испанского архитектора. Например, с домом Висенс (от каталонского Casa Vicens) — ярким красно-коричневым зданием, напоминающим сказочный дворец. В оформлении этого особняка, спроектированного для владельца керамической фабрики Мануэля Висенса, Гауди использовал цветную облицовку из керамики, балконы украсил коваными решетками, а во дворе установил причудливые беседки и фонари.
Еще одно место интереса, тесно связанное с Гауди, — дом Кальвет (Casa Calvet) — заказ, поступивший от жены состоятельного текстильного промышленника. «Доходный дом, но не как у всех», — пожелала богатая дама. И архитектору пришлось постараться. В итоге Гауди построил здание полностью в стиле барокко, что вообще-то было для него нехарактерно (до этого он работал только с готикой). При этом Гауди, как всегда, проявил большую оригинальность и продумал все до мельчайших подробностей. Так, например, здание было оформлено тематически — муляжами бобин из-под ниток, на фасаде красовались инициалы хозяев, а дверные молотки ударяли по декоративным металлическим насекомым — клопам. Старания Гауди не прошли даром и были вознаграждены премией от городских властей за лучший архитектурный ансамбль.
Создание дома Бальо ознаменовало новый этап в творчестве Гауди — судя по всему, именно с этого момента мастер решил более не ориентироваться на существующие архитектурные стили, и полностью доверился собственному интуитивному видению.
Удивительно, но прямые линии в архитектуре дома полностью отсутствуют. Крыша особняка оформлена в виде чешуйчатой спины дракона, а длинные кремовые колонны окон напоминают человеческие берцовые кости (за это дом Бальо прозвали «домом костей»). Оригинальность этому строению придает и сочетание пастельных цветов — бежевого, зеленого, голубого, сиреневого. Интересно, что дом Бальо Гауди перестраивал без чертежей.
Удивляет лишь отношение испанцев к этому прекрасному зданию. Так, например, рядом расположена парковка автомобилей, а сфотографировать «дом костей» довольно-таки трудно из-за разросшихся деревьев. Наверное, власти предполагают, что это здание в любом случае будет посещаться туристами, и не считают нужным заботиться об окружающем интерьере.
Еще один маст-хэв путешественника, увидеть который нужно обязательно — легендарный парк Гуэль (Parc Güell), городской сад для прогулок. Строительство этого парка велось на средства промышленника Эусеби Гуэля — богатейшего человека в Каталонии. Вход в парк выглядит поистине сказочно и состоит из двух уникальных домиков. В народе их называют пряничными, так как по дизайну они напоминают пряничные домики из сказки братьев Гримм.
На крыше одного из домиков красуется крест с пятью лучами (здесь Гауди предполагал разместить администрацию парка); на крыше другого — огромный гриб (этот домик предназначался для привратника). Здесь же, в парке Гуэль, любой турист обязан сфотографироваться с мозаичной скульптурой саламандры. Вообще, тема амфибий проходит красной нитью в творчестве великого зодчего.
Мозаичная ящерица красуется прямо на парадной лестнице, ведущей в «Зал ста колонн» (колонны, в свою очередь, архитектор оформил в стиле Древней Греции). Ну а наверху, в центральной части парка, расположена чудесная смотровая площадка со скамейками.
Отдыхать на этих скамейках невероятно удобно, ведь их спинка — анатомическая. Как гласит легенда, во время строительства Гауди предлагал своим рабочим усесться на гипсовую «отливку» скамьи и откинуться поудобнее. Гипс принимал форму человеческого тела, а после (по оттиску) строилось все сиденье. Это гарантировало максимальное удобство и комфорт отдыхающему. Здесь же, на смотровой площадке, открываются прекрасные виды на город.
К слову, почти все поверхности здесь облицованы битой керамикой, известной под названием «тренкадис». Тренкадис — один из самых любимых декоративных приемов архитектора, при этом материалами зачастую служили строительные отходы или… старая посуда.
Путешествие в мир фантазий и в то же время, строгая функциональность, — вот основные принципы, которые явно проступают в архитектуре парка. Гуляя по парку Гуэль, постоянно хочется потрогать элементы интерьера — цветную ящерицу-фонтан, плитку на стенах и скамейках… Сделав это, ты словно приобщаешься к секретному знанию и смыслу, доступному только великому мастеру. А самое приятное — пробраться внутрь пряничного домика (сейчас здесь находятся магазины для туристов) и выглянуть из его окошка!
Стоит отметить, что вход в парк Гуэль организован строго по часам. Так, например, прибыв в парк около четырех часов дня, вы сможете приобрести билет только на 17.30. Таким образом, администрация заботится об отдыхающих — ведь в случае свободного входа здесь было бы слишком многолюдно.
Храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) или кратко Саграда Фамилия — самое драгоценное детище испанского зодчего, «библия в камне». Внешний вид храма вызывает прямо-таки благоговейный восторг. «Может ли это быть творением рук человеческих?» — именно такой вопрос задает себе каждый турист, увидевший собор. Головокружительная сложность деталей, инновационная геометрия, шпили, впивающиеся прямо в небо…
При этом стоит помнить, что при жизни Гауди был построен только фасад Рождества — основной фасад храма. Он сплошь украшен скульптурными композициями, изображающими сцены из Библии — «Венчание Святой Девы», «Обручение Марии и Иосифа», «Рождение Иисуса». Сцены так реалистичны и подробны, что рассматривать их хочется бесконечно…
Здесь же, на фасаде Рождества можно увидеть ангелов, возвещающих о рождении Христа и керамический кипарис — символ праведности, а на нем — белых голубей, символизирующих святой дух.
Строительству собора Гауди посвятил около 40 лет — мастер жил прямо на строительной площадке, постоянно контролируя все работы. Говорят, что над скульптурами Гауди работал очень тщательно, используя слепки и фотографии (также мастер прибегал к помощи натурщиков из числа тех же рабочих и штукатуров), периодически ломая и переделывая уже созданное. Но работу над храмом прервала нелепая смерть гения — рано утром 7 июня 1926 года, по пути из Саграды в церковь Сан Филипп Нери, 74-летний Гауди попал под трамвай. Водители такси отказывались везти в больницу старика в ветхой одежде, боясь неуплаты за поездку. В итоге Антонио Гауди привезли в амбулаторию для бедных, где ему оказали лишь минимальную медицинскую помощь. Лишь на следующий день пострадавшего архитектора опознали, но к тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь…
Кстати, многие чертежи Гауди были уничтожены во время гражданской войны, так что современным дизайнерам собора приходится ориентироваться на собственный вкус и стиль.
На сегодня храм постепенно достраивается, правда, согласно данным правительства Испании, полностью завершить стройку удастся лишь в 2026 году. Постепенно возводятся шпили — из 18 башен, задуманных мастером, сейчас построено восемь. Постоянным препятствием является недостаток средств — до сих пор Саграда Фамилия строится исключительно на пожертвования горожан.
Гауди прожил 74 года, из них 48 лет посвятил работе. И теперь «Барселона» и «Гауди» — это практически синонимы. Если же задать вопрос — что самое главное в творчестве каталонского зодчего, ответом будет — умение создавать принципиально новые формы и решения тогда, когда, казалось бы, все возможные формы и стили уже открыты. Удивление и детский восторг — именно эти чувства возникают в душе каждого, кто впервые видит архитектурные ансамбли Антонио Гауди. Пожалуй, его работы нужно просто увидеть. И никакое слово не способно передать внутренний свет, заключенный в творениях великого архитектора всех времен.