Интересы множества разных людей столкнулись в урочище Красивая Поляна Нуримановского района Башкирии во время проведения там квадрофестиваля. Возник серьёзный конфликт.
На квадрофестиваль собрались около сотни водителей квадроциклов, багги, мотоциклов эндуро, джипов не только из Башкирии, но и из других регионов страны.
Участники фестиваля прошли трассы по лесовозным таёжным дорогам возле Павловского водохранилища и попробовали свои силы в дополнительных испытаниях - прохождении грязевой ямы и триала.
Молодые жители села Красный Ключ были рады, что наконец-то в их местности происходит что-то яркое и необычное. Они выступили в роли активных зрителей.
Происходящее на фестивале, действительно, было зрелищно. На разнообразной внедорожной технике на огороженную территорию на Красивой Поляне съезжались участники в специальных комбинезонах, которые, как правило, были полностью в грязи, как и техника. Это подчеркивало сложность трасс и мужественность участников.
Организатор фестиваля – владелица турбазы на Павловском водохранилище Анастасия Комлева показала мастер-класс по прохождению грязевой ямы. Хрупкая девушка уверенно управляла квадроциклом, как диким, необъезженным мустангом. Разогнавшись, она твёрдой рукой направила машину с крутого берега в грязевые глубины. Прыжок был очень эффектным. Подняв тучи брызг, квадроцикл приземлился или приводнился в жидкую грязь. Без особых затруднений Анастасия штурмовала водное препятствие.
Соорганизатором фестиваля выступила Ирина Василевская, супруг которой – Владислав Василевский является владельцем проката квадроциклов. И квадрофестивали на Павловском водохранилище проводятся ими уже не в первый раз.
Однако картина не такая идиллическая, как кажется на первый взгляд. Есть немало людей, которые категорически против, чтобы внедорожная мототехника ездила именно в этом месте. И причин для их недовольства несколько.
Трассы, по которым едут квадроциклы, как минимум, в одном месте пересекают приток реки Уфы - реку Яман-Елга, которая является гидрологическим памятником природы. По 50 метров вдоль обоих берегов реки – водоохранная зона, входящая в территорию памятника природы. Река является нерестилищем и средой обитания для таких краснокнижных видов рыб, как ручьевая форель, хариус европейский, подкаменщик обыкновенный.
Общественный инспектор по охране окружающей среды и руководитель общественной организации по сохранению и развитию памятника природы реки Яман-Елга и её окрестностей «Общество охраны природы «Велес» Сергей Хохряков рассказал:
«Я живу в деревне Устье Яман-Елги. Наша деревня является частью гидрологического памятника природы, так как находится в водоохранной зоне реки Яман-Елга. Поскольку вода в этой реке чистая и холодная, туда заходят на нерест редкие виды рыб.
С 2021 года по территории памятника природы и через нашу деревню стала ездить внедорожная мототехника. Потом разовое появление квадроциклов переросло в масштабные мероприятия. И мы с жителями решили создать общественную организацию, занимающуюся охраной памятника природы.
Мы опасаемся того, что будет нарушена экосистема реки. Сейчас как раз время нереста ручьевой форели, нужно быть особенно аккуратными. И проведение таких мероприятий может негативно отразиться на нересте. Мы проводим с квадроциклистами разъяснительные беседы. Потому что не все понимают ситуацию. Организаторы приглашают людей, у которых есть внедорожная техника. Проводят туры, не предупреждая участников о том, что они ездят по территории памятника природы. В результате у людей складывается впечатление, что так делать можно, и они приезжают уже самостоятельно. И когда мы с ними проводим профилактические беседы, удивляются, говорят, что они не в курсе, их не предупреждали».
Есть и ещё одна причина, по которой общественность против проведения квадротуров в Красивой Поляне. В страшные 30-е годы прошлого века урочище Красивая Поляна было спецпоселением репрессированных, которые жили здесь в очень тяжёлых условиях и массово погибали. Все они признаны жертвами политических репрессий.
Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, сотрудник ИБГ УФИЦ РАН Рамиль Хайруллин - уроженец этого спецпоселения. Он рассказал:
«Я родился здесь. Это земля моих предков. Почти две тысячи репрессированных жили в этом месте. Здесь стояли бараки, на въезде была вышка охраны. И кладбище есть. Оно находится как раз рядом с местом проведения квадрофестиваля. И, на мой взгляд, устраивать покатушки на месте массового захоронения не очень этично. Не должна радость одного наносить душевную травму другому.
В 2023 году я с помощью своих земляков написал книгу об истории Красивой Поляны, о репрессиях в Республике Башкортостан.
На въезде в посёлок открыли мемориал жертвам политических репрессий, чтобы люди помнили об этих событиях. В течение многих лет потомки репрессированных приезжают сюда, как на святую землю.
Организаторы квадрофестиваля, может быть, не знают про спецпоселение. Но, прежде чем это мероприятие проводить, нужно было прочитать историю и не быть Иванами, не помнящими родства.
В целом, я, как и многие люди, не против таких мероприятий. Особенно в связи с тем, что идет СВО, и мы видим, что квадроциклы и подобная техника очень помогают нашим воинам. Учить молодёжь управлять такой техникой – это хорошо. Но плясать на костях, ездить по местам захоронений – это нехорошо. В Нуримановском районе много земли. Есть, например, Колхозные поляны. Это очень далеко, добираться туда сложно, там рельеф капризный, крутые склоны. Никаких посёлков там не было. Почему бы там не провести мероприятие?
Во времена Советского Союза были такие выражения — политическая недальновидность, политическая близорукость. Мне кажется, здесь происходит именно это. Сейчас мы все должны объединяться и не допускать ничего, что могло бы разъединять нас и вызывало бы противоречия».
По информации, полученной в администрации Нуримановского района, проведение квадрофестиваля курировал лично глава администрации Вилдан Ситдиков. Однако он не присутствовал на открытии фестиваля. Приехал только глава администрации сельского поселения Красный Ключ Руслан Ахматдинов. Но и он не выступил перед участниками, а ограничился тем, что посидел со своими односельчанами за столом на склоне горы и посмотрел оттуда на всё происходящее.
В интервью он сказал, что одной из причин проведения мероприятия стало то, что оно приносит району деньги.
«У многих экоактивистов возникли вопросы по поводу отношения к природе. Но с точки зрения экспертов лесного хозяйства, никаких нарушений в плане экологии, пожарной безопасности, санитарной безопасности нет. Река Яман-Елга находится дальше, фестиваль проводится вне охранной зоны природного памятника. Это вопрос двоякий - конечно же, хочется оставить природу в первозданном состоянии, но и привлечение туризма, привлечение инвестиций в район играет немаловажную роль. Это благоустройство района, это наши налоги, это благополучие нашего населения, - сказал Руслан Ахматдинов. - Что касается сохранения территории, то безусловно, грязевую яму, которую выкопали, закопают, всё будет восстановлено. Есть человек, ответственный за проведение фестиваля. Если какие-то вопросы возникнут, то к ответственности мы организаторов обязательно привлечём».
Жители деревни Устье Яман-Елги не согласны с мнением главы сельского поселения по поводу того, что проведение квадрофестивалей положительно влияет на благополучие населения. Они говорят, что в их деревне очень сильно разбивается дорога, когда по ней проезжают по 11, по 15 квадроциклов. Особенно после дождя. Жители обращаются в администрацию, чтобы отсыпали дорогу, но им отвечают, что денег нет. Кроме того, в деревне отсутствует мост через реку, соответственно, туда не могут проехать автомобили экстренных служб. В прошлом году там соорудили некое подобие моста - в реку положили трубы. Но этот самодельный переезд был испорчен весенними водами, и теперь по нему могут проехать только квадроциклы, но ни скорая помощь, ни пожарные машины проехать не могут. Так что о благополучии населения говорить не приходится. Только о благополучии квадроциклистов.
Организатор фестиваля Анастасия Комлева рассказала, что вместе с Ириной Василевской они ежегодно устраивают квадрофестиваль в Нуримановском районе. В этом году фестиваль проводится в новом формате.
«Для участников было приготовлено несколько соревновательных локаций. Возможно, у кого-то из любителей квадротуризма возникнет желание перейти из класса любителей в класс спорта. В следующем году мы организуем чемпионат республики по грязевым гонкам на квадроциклах. Проходить он будет в черте города Уфы на квадротреке, который мы планируем построить».
Анастасия Комлева удивилась, когда узнала о захоронениях репрессированных рядом с местом проведения фестиваля. Но она знает о статусе гидрологического памятника природы, который присвоен реке Яман-Елга. И, соответственно, маршруты прокладываются по лесовозным дорогам и по бывшей узкоколейной железной дороге, квадроциклы не заезжают ни на луга, ни, тем более, в реку. Она добавила:
«Мы абсолютно адекватные люди, мы не хотим портить природу ни в коем случае. Мы не разжигаем здесь костры, никто не купается, не ездит по реке. Я думаю, что в этот раз жители района увидели, что мероприятие абсолютно безопасно».
Однако возле Красивой Поляны, некоторые квадроциклисты, проезжая по бывшей узкоколейной железной дороге, всё-таки пересекали Яман-Елгу вброд. А потом ещё и мылись в этой реке.
И вода для заполнения грязевой ямы откачивалась насосами из Яман-Елги.
Между тем, сейчас в Яман-Елге начинается нерест ручьевой форели. Житель села Красный Ключ, рыбак Юрий Кулачков сообщил:
«Форель идёт на нерест с октября по декабрь. Она даже до марта может нереститься, когда температура воды не выше +6,+8 градусов. А весной у нас нерестятся два вида хариусов – сначала европейский, он чуть меньше размером, потом сибирский, он покрупнее. К сожалению, Яман-Елга сейчас не такая полноводная, как была ещё в начале 2000-х, тем не менее, рыбы заходит много. В прошлом году оба вида хариусов нерестились вместе - в апреле, когда вода прогрелась, они пошли массово».
На территории гидрологического памятника природы Яман-Елга планируется проведение масштабных научных работ. Об этом рассказал ещё один житель села Красный Ключ – известный в России травник, вице-президент Ассоциации фитотерапевтов РБ Михаил Гордеев.
«Обеспечить нормальный процесс нереста краснокнижных видов рыб и привлечь внимание специалистов к тому, что в Яман-Елге нерестятся форель и хариус, - это наша задача, - говорит Михаил Гордеев. - Этим редким видам нужна холодная, чистая родниковая вода, именно поэтому они и заходят в Яман-Елгу. Возможно, потребуется благоустраивать русло реки - делать зимовальные ямы, подсыпать гравий. Икринкам и молокам нужна определённая температура воды и большое количество кислорода. Кроме того, сейчас с Министерством природопользования и экологии РБ согласуется вопрос о проведении исследований по выявлению в окрестностях Яман-Елги краснокнижных животных и растений. Уже обнаружено восемь видов краснокнижных растений. Планируем подселить в реку раков и земноводных, устроить гнездовья редких птиц, которые замечены поблизости.
Мы совсем не против квадроциклов, - продолжает Михаил Гордеев. – Но их маршруты нужно строить так, чтобы они ни в одном месте не пересекали Яман-Елгу. И тогда эта жемчужина башкирской природы будет уже не жемчужиной, а бриллиантом».
Как известно, сколько людей, столько мнений. И мнение каждого имеет право на существование. Но очень хочется верить, что конфликт интересов в Красивой Поляне исчерпает себя, все стороны услышат, поймут друг друга и договорятся.