Уфа стала третьим городом после Москвы и Новосибирска, где показали художественный фильм, посвященный теме абортов. Показ киноленты «Право выбора» был приурочен к пятилетию благотворительного фонда «Особенные дети».
На нем присутствовала бригада создателей фильма во главе с кинорежиссером Еленой Пискаревой. Она считает, что закрытый показ сможет привлечь внимание целевой аудитории: законодателей, представителей власти, СМИ и медицинского сообщества.
По словам Елены Пискаревой, фильм увидят молодые врачи, которые приходят в гинекологию с идеалистическими взглядами, а в результате попадают в систему, перемалывающую их души.
— Когда человеку, выбравшему своей профессией спасать жизни, в первый раз приходится делать аборт, в нем происходит какой-то надлом, он пытается давать нравственную оценку своим действиям, — сказала Елена Пискарева и отметила, что это звучит и в фильме, о чем ей неоднократно говорили врачи. — Аборт — это трагедия для всех: каждый, кто к нему причастен, убивает не только ребенка, но и часть самого себя.
Кинорежиссер рассказала, что своей задачей при съемках фильма считала представить ситуацию с разных точек зрения, включая женщин, мужчин, а также с позиции действующего законодательства и, конечно же, общества.
— Наш фильм — это диагноз и сложившейся системе, и нравственным процессам, происходящим в душе всех участников трагедии под названием «аборт». Он дает информацию, необходимую для того, чтобы сделать осознанный выбор, а дальше — думайте и решайте сами, — поведала она.
Инициатор показа фильма в Уфе, член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Инга Юмашева отметила, что, похоже, общество созрело для обсуждения проблемы абортов вслух и поиска путей решения. Среди причин, по которым женщина решила прервать беременность, она назвала материальные трудности, отсутствие поддержки партнера, родительский прессинг, психологическое давление на будущую мать, вопросы лоббизма, в том числе и со стороны системы здравоохранения.
Российский парламентарий сообщила, что думский комитет предложил ежемесячно, с момента постановки женщины на учет по беременности и до достижения ребенком полутора лет, выплачивать мамам пособие в сумме 20 тысяч рублей. Также она рассказала еще о нескольких инициативах в поддержку материнства, в том числе мерах компенсации ипотеки, ужесточении контроля и наказании за аборты на поздних сроках и несоблюдении так называемой «недели тишины». «Неделей тишины» называют отрезок времени, который предоставляется законом женщине, решившейся на аборт, чтобы она обдумала свои действия и возможные последствия.
Депутат уверена, что нужно обязательно наложить запрет на проведение абортов частными клиниками. Негативно она относится и к так называемым фармакологическим абортам, когда любая 14-летняя девочка может свободно купить в аптеке средство для прерывания беременности. Продажу таких медицинских препаратов нужно жестко контролировать.
По словам заместителя премьер-министра правительства РБ — министра семьи, труда и социальной защиты населения РБ Ленары Ивановой, фильм производит глубочайшее впечатление, в нем очень много моментов, которые заставляют по-настоящему задуматься.
— Фильм очень полезен для просмотра, особенно студентам-медикам: молодые врачи, делающие самые первые шаги в профессии, должны понимать, что у них тоже есть право выбора, что они могут и обязаны защищать свою нравственную позицию. Мы очень надеемся, что наши законодатели оценят глубину проблемы и начнут движение в сторону ограничения абортов, — дал свою оценку фильму председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и отметил, что церковь всегда призывала общество уважать жизнь нерожденного ребенка, поскольку с момента зачатия это уже человек.
— Семья, рождение и воспитание детей — высшее призвание человека, дарованное ему Всевышним. В прошлом году мы проголосовали за поправки в Конституцию России, объявившие веру в Бога и традиционные духовно-нравственные ценности наследием предков, которое нужно беречь, — отметил верховный муфтий России Талгат Таджуддин и добавил, что нравственность, которую мы 103 года отрицали на уровне закона, является единственным средством, которое способно решить проблему так, как не решит ее никакой материнский капитал, даже если за каждого ребенка будут давать по миллиону.