В последние годы в Башкирии обсуждается возможность сжигания бытового мусора. Правда, пока дальше разговоров дело не пошло, что связано с целым рядом проблем. Эксперты говорят о высокой стоимости оборудования, возможных экологических рисках, и, главное, неизбежном и очень значительном удорожании тарифов на утилизацию бытового мусора. В то же время сжигание промышленных отходов может быть эффективно, прежде всего, для крупных птицеферм и свиноводческих комплексов. Также оно может решить проблему утилизации опасных отходов, к примеру, на закрытом заводе «Уфахимпром».
Сторонники сжигания бытового мусора ссылаются на опыт развитых стран, где такая практика действительно широко распространена. Но при этом они забывают ряд важных моментов, отличающих нашу систему от той же европейской. Прежде всего, там налажена эффективная система раздельного сбора и переработки, позволяющая использовать более половины объема мусора как вторсырье. У нас раздельный сбор пока находится в самом начале развития. Так, в Уфе на 73 площадках установлено всего 211 контейнеров раздельного сбора, при том, что их общее число в городе превышает 12 тысяч. Не намного лучше обстоят дела и с сортировкой. Согласно официальным данным, через сортировочные линии проходит около трети уфимского мусора, но процент извлечения вторсырья остается небольшим.
В итоге в развитых странах в печи попадают только отходы, не пригодные к дальнейшей переработке, в основном, органика и упаковка, горение которых не представляет серьезной угрозы для окружающей среды, а образующийся дым проходит через многоступенчатую систему фильтров. У нас в бытовом мусоре можно встретить отработанные батарейки, ртутные лампы и градусники, оргтехнику, краски, химические препараты и еще очень много опасных для природы вещей.
Предположим, в печи будут попадать только отходы, прошедшие отбор на сортировочных линиях. Однако в отличие от высокоавтоматизированных европейских или японских сортировочных центров, наши представляют собой обычный ленточный транспортер, на котором рабочие вручную отбирают нужное вторсырье. Никто не даст гарантии, что сортировщик из-за невнимательности или усталости не просмотрит опасный предмет, который, оказавшись в печи, даст порцию токсичного дыма.
Производители мусоросжигательных установок заявляют, что современные печи имеют рабочую температуру в 1200 градусов Цельсия, позволяющую утилизировать все опасные вещества, в том числе содержащиеся в градусниках, ртутных лампах и батарейках. Если это и так, то работа печей должна идти строго в рамках установленного технологического процесса, что в нашей стране получается далеко не всегда. К примеру, жители домов, прилегающих к двум крупнейшим в России московским мусоросжигательным заводам в Косино-Ухтомском и Западно-Бирюлевском районах столицы, постоянно жалуются на неприятный запах, особенно заметный в ночные часы.
В настоящее время система массового сжигания бытового мусора создается для Москвы и Подмосковья. Планы строительства крупных мусоросжигательных комплексов есть и в Татарстане. На их примере можно попробовать оценить объем средств, необходимый для аналогичных объектов в Башкирии. Строящийся в Воскресенском районе Подмосковья мусоросжигательный завод мощностью 700 тысяч тонн в год обойдется в 30 миллиардов рублей. Стоимость запланированного к строительству в Татарстане завода на 550 тысяч тонн в год оценивается в 26 миллиардов.
В зоне регионального оператора №1, куда входят Уфа и 14 прилегающих к ней районов республики, ежегодно образуется около 750 тысяч тонн бытового мусора. С учетом того, что сжигать требуется не все, а предположим, только половину непригодных к переработке отходов, стоимость строительства завода для Уфимской агломерации можно оценить где-то в 15-20 миллиардов рублей. Эти средства могут быть либо выделены из бюджета, либо оплачены населением через тариф, что приведет к его неизбежному росту. Но это еще не все. Сжигание мусора требует средств для закупки топлива и финансирования технологических процессов работы завода. В результате, по сравнению с обычной сортировкой и вывозом отходов на полигон, себестоимость сжигания кубометра мусора может быть на несколько порядков выше, а экономически обоснованный тариф станет просто неподъемным для населения. По данным СМИ, сейчас около трети жителей России имеют задолженность даже за обычный вывоз отходов.
Основная причина сжигания мусора — уменьшение объема захоронений на полигонах, требующих все больше места вблизи крупных городов. В развитых странах из мусора извлекается все мало-мальски пригодное для вторичной переработки, а в России даже в Москве перерабатывается в лучшем случае пятая часть отходов. По данным работающего в Уфе регоператора №1, 23,5 процента городского мусора составляют полимеры, 16,7 процента — бумага и картон, 10,7 процента — стекло, 5,4 процента — металл. То есть более половины объема пригодно к дальнейшей переработке. Вместо дорогостоящих мусоросжигательных заводов лучше направить средства на развитие раздельного сбора и переработки вторсырья, что позволит достичь значительного снижения нагрузки на полигоны ТКО без лишних затрат и экологических рисков.
В то же время процесс термической утилизации может быть очень перспективен для производств. К примеру, крупные птицеводческие хозяйства Башкирии ежегодно производят тысячи тонн токсичного помета, который вывозится на поля, отравляя почву и жизнь населения близлежащих поселков. Современные технологии позволяют пережигать помет в эффективное удобрение, попутно получая электроэнергию и тепло. Однако такая утилизации невыгодна хозяйствам с точки зрения экономики, поэтому помет продолжают возить на поля. Сдвинуть вопрос с мертвой точки могла бы позиция государства, стимулирующая переработку биоотходов с помощью законодательных или экономических мер, к примеру, освобождения от части налогов.
Сжигание при высоких температурах также может стать эффективным способом утилизации отходов химических производств. На печально известном заводе «Уфахимпром» в шламонакопителях скопилось 400 тысяч кубометров крайне опасных диоксинсодержащих отходов. Технология их переработки заключается в нагреве до очень высоких температур, при которых диоксин превращается в безопасные вещества, а получившуюся золу можно использовать в производстве стройматериалов. Но такая утилизация отходов «Уфахимпрома» имеет сложную экономику, требуя участия государства. Как уверяют эксперты, при правильном подходе эту застарелую экологическую проблему Уфы можно успешно решить.