Все новости
Общество
27 Марта 2019, 14:43

Воспоминания уфимки: полет в космос отозвался счастьем

В день памяти Юрия Гагарина наш автор делится детским воспоминанием о его полете в космос.

Фото предоставлено Людмилой Крыловой.
Фото предоставлено Людмилой Крыловой.
Конечно, каждый человек лучше чувствует свое время. Как можно передать или предать эпоху 60–х, когда ты даже совсем маленьким ребенком почувствовал, впитал ее величие. Помню по дороге из Артека — очереди под дождем в Москве на Маяковке, на вечера поэзии Ахмадуллиной и Вознесенского. Из самого нежного детства — ту стремительно плывущую в небе звездочку, которую назвали искусственным спутником Земли, и я всегда салютую ей, «летящей» под сводами высоченного холла, когда вхожу как турист в здание ООН. Оглушающие разоблачения на кремлевском съезде культа личности Сталина Хрущевым, который стучал ботинком по трибуне Организации Объединенных Наций, угрожая показать, кому надо «кузькину мать», и та страна, всполошившись, кинется строить бомбоубежища точь-в-точь (!), как у нас во дворе улицы Ленина. В Нью–Йорке, через много-много лет, выглянув в окно полюбоваться теплоходом, плывущим по Гудзону сквозь величавые незнакомые мне деревья в парке Риверсайд, я с изумлением увидела прямо под окнами бомбоубежку, копию той, во дворе моего детства, где мы проводили столько захватывающих часов, играя в сыщиков-разбойников, а то еще актуальнее — в шпионов. Значит, и они боялись нас, да еще как!
Через годы на рождественской вечеринке в Колумбийском университете Нью-Йорка я расскажу внучке о человеке, cтучавшем ботинком в 15 минутах отсюда, стойкой и замечательной Нине Хрущёвой, свое ощущение той удивительной эпохи. Помню, как выбежала из дома и плакала в сугробе, узнав о гибели Патриса Лумумбы. Смутно помню дома взволнованные разговоры взрослых по поводу карибского кризиса и противостояние Кеннеди и Хрущева. И свою детскую уверенность — все закончится хорошо. Так нас воспитывали — верить в светлое будущее. С экранов телевизоров тогда вскидывал руку Че Гевара, и сердце пело: «Куба, любовь моя!».
Полет Юрия Гагарина (годы жизни 9.03.1934—27.03.1968) отозвался в душе счастьем, гордостью: это моя страна! В то утро нас повели классом в «Родину», в Красный зал, на сказку. Вдруг включился свет, на сцену перед экраном вышла администратор и объявила: «В космосе — человек! Юрий Алексеевич Гагарин!». Что тут началось! Мы вскочили, кричали: «Ура!». Наверное, никогда Красный зал не видел и уже не увидит такого взрыва счастья. У кого–то из наших мальчишек оказался перочинный ножик, и я собственноручно нацарапала на спинке переднего кресла «Ю. Г.!». Клянусь, первый и последний раз в жизни. Через два часа в музыкалке моя строгая Татьяна Александровна Соболева вместо надоевших гамм достала воздушный шарик, и мы через рояль весь урок салютовали волейболом Гагарину. Космос для многих из нас стал мечтой, стимулом в учебе, воплощением того, ради чего стоит жить... Многое в жизни можно отдать, чтобы еще раз вместе со всеми пережить такой день в жизни твоей страны.
Читайте нас: