Все новости
Общество
24 Октября 2016, 19:13

Раскрыты тайны семьи погибшего летчика из Башкирии

75 лет назад — 24 октября 1941 года — в боях за Ленинград погиб Семен Конобевцев.

Фото предоставлено автором.
Фото предоставлено автором.
Август 2015 года. Дайверы обнаружили под Санкт-Петербургом в реке Неве штурмовик Ил-2. Поисковики отрядов «Святой Георгий» (командир Олег Алексеев) и «Суворов» (командир Ольга Стружанова) с глубины 13 метров из тьмы и при сильном течении три дня поднимали останки летчика, части снаряжения, кобуру с револьвером системы «Наган», часы, компас, расчёску, курительную трубку, записную книжку, фрагменты морского кителя с нарукавными нашивками старшего лейтенанта «ВВС КБФ».

Подключились Всеволожский музей «Битва за Ленинград», Военно-историческое общество России, подогнали технику, и кран вытянул двигатель с серийным номером — 27217. По нему в архивах установили имя — летчик 1 эскадрильи 57 штурмового авиаполка Краснознаменного Балтийского флота старший лейтенант Семен Конобевцев. Уроженец Раевки, БАССР. Без вести пропавший.
Сюжет в программе «Время» на Первом канале о поднятом Ил-2 увидела племянница летчика петербурженка Валентина Тобольская. Шеф поисковиков Башкирии Ильдар Бикбаев сразу встретился с ней и из дневника её мамы узнал: «В семье Федора Афанасьевича Конобевцева и Марии Ивановны Минцевой — железнодорожных служащих станции Раевка — было шестеро сыновей: Иван, Тимофей, Федор, Алексей, Семен, Аким и две дочери — Александра и Анна».
Найти и оповестить родственников о предстоящем в Санкт-Петербурге торжественном захоронении летчика взялись поисковики Ильдар Бикбаев, Татьяна Мишина из Волгограда и автор этих строк.
Не орденом, а осколком просверлена куртка
Ильдар Бикбаев изучил в Центральном военно-морском архиве в Гатчине биографию Семёна Конобевцева: Оренбургское летное училище, с 1933 по 1940 — летчик-инструктор на Тихом океане, Балтийский флот. В жестоких воздушных боях 1941 года защищал Ленинград и подступы к нему — Ораниенбаум, Кириши, Будогощь...

Из наградного листа: «Летая почти всегда ведущим группы или звена, ст. л-т Конобевцев показал себя как мужественный, тактически грамотный командир, летчик, от действий которого противник несет большие потери как в технике, так и в живой силе». «Представлен к награждению орденом Красного Знамени». И резолюция карандашом наискось — «ОТЛОЖИТЬ. Погиб». «Ил-2 № 1861619 АМ-38 № 27217 — не вернулся с боевого задания 24.10.1941».
Мы ездили по довоенным адресам, искали родню в архивах, ЗАГСах, на военных сайтах. Ломали голову, как искать дальше, читая пустые отписки чиновников. Написали тысячи сообщений в соцсетях, звонили в учреждения и сотням однофамильцам по всему бывшему Советскому Союзу. Звонки долетали в Забайкалье и буровые установки Западной Сибири, на Северный Урал и Подмосковье, Кавказ и Кубань, Оренбуржье, Узбекистан и Казахстан, на корабль на Черном море.
Но не нашли мы семью Семена Конобевцева, детей, полагаем, не было, а имя жены, Надежды Михайловны, исчезло в дымке лет. Но в его родной раевской школе №4, где учились Герой Советского Союза Павел Щербаков, будущий певец Эдуард Хиль, теперь будут чтить Семёна Конобевцева.
Тимофей
На него равнялись все в семье. В 17 лет Тимофей воевал против Колчака. Закончил Академию РККА в Ленинграде. В августе 1941-го полковой комиссар 15-й Сивашской мотодивизии Конобевцев, комдив Ласкин и командир 14 танкового полка Фирсов попали под Уманью в плен. Фирсов сломался, участвовал в карательных операциях против мирного населения. Конобевцев с Ласкиным сумели бежать, но не доложили командованию, что сутки побывали в плену. Роковая ошибка!

Тимофей Конобевцев станет помощником генерал-инспектора Главного бронетанкового управления Красной Армии. Но неожиданно в конце 1943-го его арестуют: оклеветал тот самый предатель Фирсов. По одним источникам, Тимофей Конобевцев реабилитирован, по другим — расстрелян. Жена Клавдия Каткова с дочерью Розой и сыном Владленом жила в 1942-м в Уфе, по улице Лассаля, д. 2. Роза в 19 лет ушла в авиацию на Дальний Восток, награждена медалью «За боевые заслуги». Несмотря на все усилия, найти семью комиссара не удалось. Пока...
Алексей
В Казахстане Татьяна нашла Алексея — внука Алексея. Он страшно рад: «Вот так да, у меня аж мурашки — у нас в роду летчик-герой!

Ведь дед ничего про братьев-сестер не рассказывал, но записи о Башкирии оставил. И мой батя все искал родню, да не успел. До войны дед наш в Ленинграде институт закончил, всю жизнь строил мосты на Алтае и в Казахстане».
Иван
В Туле мы нашли Егора — правнука Ивана — старшего из братьев Конобевцевых. Он тоже знал, что они из Башкирии. Но ехать в Петербург на захоронение прадеда не захотел: «Я восхищаюсь вами, поисковиками, но, поймите, не цепляет меня эта история».
Аким
Мы приехали в село Крымский под Раевкой к племяннице жены Акима Надежде Сериковой.

«Добрым был дядя Аким, детишек обожал, жаль, своих Бог не дал, рыбак был знатный». Увидели фото Акима у патефона, с орденом Славы III степени на груди, медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны. Старшина Конобевцев на поле боя, под бомбежками ремонтировал танки, и они сразу шли в бой. 9 мая встретил в Праге.
Федор
В соцсетях увидела парня — и ёкнуло сердце: ну вылитый Конобевцев! И имя — Федор...

«Да, — отвечает, — я назван в честь прадеда». Федор-младший — кандидат наук. Профессором был его дед Олег Федорович, его супруга — Ирина Валерьевна Казанская — выдающийся врач, Президент Ассоциации детских хирургов России, Президент Европейской ассоциации урологов, в эти дни была в Уфе на Конгрессе урологов России. Она признательна — ведь надежды найти кого-либо из родни Федора Федоровича не было, в его автобиографии указано — детдом. В войну инженер-майор Федор Конобевцев служил в авиации — возвращал в строй разбитые самолеты. Федор-младший, глянув на фотографии найденных нами братьев Конобевцевых, сердцем почувствовал: это его родня! Я отнесла фотографии Семена, Тимофея, Алексея и Федора (последнее найдено Ильдаром Бикбаевым в архиве Минобороны) на портретную экспертизу в МВД РБ. Вывод эксперта: с большой долей вероятности можно говорить об их кровном родстве! Так мы нашли семье Федора большую родню!
Анна
Анна в конце войны служила хирургической сестрой на Дальнем Востоке.

Там нашла свою любовь — Иван Тобольский приехал на первое свидание на танке. Жизнь их прошла по 11 гарнизонам СССР и ГДР. Обосновались после службы в Ленинграде, где живут теперь их дети — Валентина, Анатолий и внуки. Как жаль, Анна умерла в 2013-м, всего два года не дождавшись потрясающей истории с братом.
Александра
Как долго мы искали Александру!

12 августа 2016 года в день Военно-Воздушных Сил России под Санкт-Петербургом в небе пронеслись самолеты, покачав крыльями герою. На торжественное захоронение летчика, погибшего за Ленинград, собрались фронтовики, поисковики, молодежь, дети из подростковых клубов, чиновники, журналисты. Священник Вячеслав Харинов с благодарностью зачитал выписки из метрической книги о рождении и крещении Семёна Фёдоровича из Госархива РБ. Торжественный караул моряков отдает воинский салют. Мы с Ильдаром Бикбаевым дали интервью Первому каналу и 47-му ленинградскому каналу.
И случилось невероятное!
В далеком Улан-Удэ 78-летняя Тамара Александровна Ватолкина включила программу «Время». Из Санкт-Петербурга шел сюжет о летчике-герое Семене Конобевцеве и сердце ёкнуло — это ж девичья фамилия матери. Дальше как в тумане: говорили об отце-станционном обходчике на станции Раевка... о сестрах и шести братьях... один из них репрессирован, и что не могут найти сестру летчика Александру. В глазах Тамары стояли слезы: её мама и есть… Александра Федоровна Конобевцева!
Её внук Егор и дочь Светлана Николаевна разыскали меня по интернету.
Так была найдена семья Александры — в Улан-Удэ, Москве и Вене. Жизнь Александры прошла по воинским гарнизонам СССР и Монголии — муж был летчиком-испытателем. Кстати, его родной дядя — легендарный министр энергетики СССР Петр Непорожний, строивший крупнейшие сибирские ГЭС: Братскую, Красноярскую, Усть-Илимскую, Саяно-Шушенскую (ей присвоено имя П.С. Непорожнего).
Так мы собрали огромную семью — в Москве, Усть-Каменогорске, Сургуте, Туле, Барнауле, Санкт-Петербурге, Раевке, Иркутске, Улан-Удэ и далекой Австрии живут потомки Федора Афанасьевича Конобевцева и Марии Ивановны Минцевой. Их дети познали труд на железной дороге, прошли сквозь гражданскую войну и голод, упорно учились в училищах, академиях и институтах, несли службу от Тихого океана до Балтики, все награждены орденами и медалями. Но почему они так и не встретились? Почему хранили молчание о братьях-сестрах?
Думается, дело в жестокой судьбе Тимофея. Командир, гордость семьи необъяснимо исчез в водовороте репрессий... И близкие родственники уберегали свои семьи. Такие были времена...
Сегодня 75 лет, как Семен Конобевцев отправился в последний бой. Он отдал жизнь за Ленинград, за страну, но был забыт.
Благодаря поисковикам страны его имя вышло из забвения.
Автор:Буранбаева Римма
Читайте нас: