Все новости
Общество
30 Июля 2014, 13:32

Кларнетист Артур Назиуллин готовит в Уфе благотворительный проект

Заслуженный артист РБ, лауреат международных конкурсов создал именную премию «Созвездие».

Фото из личного архива Артура Назиуллина.
Фото из личного архива Артура Назиуллина.
Ему — 26. Талантлив, красив, харизматичен, открыт, везуч. Заслуженный артист Башкортостана, лауреат международных конкурсов, эксклюзивный солист Московской филармонии, арт-директор Фонда культурных программ имени Дунаевского. В разные годы — обладатель грантов Президента РФ и РБ. Активный участник международных фестивалей и организатор собственных благотворительных проектов.
Его игра на кларнете ласкает слух, идеи вызывают уважение, энергия помогает достичь любых целей. Сегодня наш герой — Артур Назиуллин.
— Артур, ты на днях вернулся из Сочи, с фестиваля Дениса Мацуева «Крещендо», еще свежи впечатления — расскажи, как всё было.
— Потрясающий праздник, где вся наша команда друзей — семья «Крещендо» ежегодно собирается вместе. Это скрипач Сергей Крылов — международная звезда, Валерий Соколов — европейский артист, про него сняли фильм в Италии «Прирожденный скрипач», Нарек Ахназарян — нынешний лауреат конкурса имени Чайковского. На этот фестиваль приезжают 10-15 артистов. И, естественно, Денис Мацуев, который объединяет нас всех. Приятно, что я уже шестой раз подряд принимаю участие в этом фестивале.
Зимний театр в Сочи рассчитан на тысячу мест, и все три концерта зал был полон. Было три вечера — два классических и один джазовый. Я специально взял номер, где разбираю кларнет, — «Все меньше и меньше».
Хотелось улыбок и смеха в зале. Там в каждом куплете откручивается часть кларнета, и в конце я доигрываю на малюсенькой дудочке.
Этот номер не оставляет равнодушным никого.
— Тебя представляют как эксклюзивного солиста Московской филармонии. Поясни, что это значит — эксклюзивный солист.
— Это эксклюзивный контракт, который, с одной стороны, сильно связывает с филармонией — я не имею права без согласования с дирекцией где-либо выступать. С другой — полный контроль дает и свободу — я могу не задумываться о многих вещах: меня встретят, поселят, все сделают. То есть это контракт, который заключается на эксклюзивных условиях. Пианисты Денис Мацуев, Катя Мечетина, скрипач Никита Борисоглебский, виолончелист Александр Князев — все на эксклюзивном контракте. Другие являются просто артистами филармонии.
— У тебя много регалий. Еще время такое, когда на все предложения отвечаешь «да»?
— От интересных предложений я никогда не отказываюсь. Недавно мне предложили войти в совет правления землячества башкир Полномочного представительства РБ при Президенте РФ, я с радостью согласился. Хожу на заседания по мере возможности, мы нацелены на пропаганду и представление многообразия культуры и национального колорита республики в Москве. Здорово, когда есть что-то, с помощью чего можно направить свою энергию в нужное русло.
И, конечно, дай Бог достойно представлять Башкортостан в мире. Это желание у меня было всегда. Когда уехал из Уфы в 12-летнем возрасте, появилась мысль — надо продвигать свою республику.
— Артур, тебя можно назвать представителем музыкальной династии?
— Да, мой отец — тоже кларнетист в прошлом. В 1990-е годы он работал в оркестре ансамбля имени Файзи Гаскарова. Мама — заслуженная артистка Башкортостана, альтистка Гульнара Назиуллина, доцент Уфимской академии искусств, работает еще в ССМШ и оркестре народных инструментов.
— Для творческого человека плохо — работать сразу в нескольких местах?
— Это вынужденная мера, потому что, к сожалению, наши зарплаты в области культуры и искусства, особенно в регионах, оставляют желать лучшего. Я прочитал недавно интервью Рустэма Закиевича Хамитова, где он говорил о повышении зарплаты. Было приятно прочитать, что власть обращает внимание на очень важные вопросы. Потому что без культуры не будет ничего — ни страны, ни народа. От денег зависит очень много. Вот пример Татарского симфонического оркестра — они пригласили дирижера Александра Сладковского, выделили 163 миллиона на развитие (это ежегодное финансирование). Оркестр зажил совершенно другой жизнью: появились потрясающие проекты, поездки, пришли лучшие музыканты — они имеют возможность приглашать музыкантов из столицы, оплачивать им квартиры, давать большие московские зарплаты. Оркестр вышел на международный уровень. Что мешает нам привлечь такое финансирование и сделать НСО визитной карточкой Башкирии?! Тем более что в Уфе замечательные традиции, есть и дирижеры, и музыканты.
Конечно, надо находить инвесторов, я понимаю, что сложно все из бюджета республики брать. Главное — мы не должны отставать!
Во время моего благотворительного тура по городам республики в прошлом году была реализована идея привлечения негосударственных источников финансирования. Я вижу в этом будущее, надо постараться, чтобы частные инвесторы начали вкладывать в социальные проекты, и благотворительность развивалась в республике.
— Пока частникам это неинтересно. Нужны преференции, чтобы частные инвесторы захотели вложиться в культурные, социальные проекты.
— Насколько я знаю, закон о благотворительности разработан, сейчас проходит согласования. По закону будет возможно списание налогов за благотворительность. Такая система действует в Америке. В США, как известно, платное обучение — в Джульярд-скул оплата составляет 45 тысяч долларов в год, у многих студентов нет возможности обучаться за такие деньги. Им находят инвесторов, которые оплачивают обучение и проживание, в результате обеспечивают себе списание налогов. Это взаимовыгодные отношения.
А у нас в стране пока все строится на личностных отношениях. Как человек, который много лет приезжал в республику раз в год, а теперь и чаще, замечу — началось движение, развитие. Я уверен, что это приведет к процветанию нашей республики.
— 1 октября, в День музыки, ты вновь хочешь провести благотворительную акцию в Башгосфилармонии. Расскажи про свое трио «Лайт мьюзик», которое будет принимать участие в концерте.
— Автор идеи создания этого трио — всенародно любимый композитор Максим Дунаевский. 2010 год был юбилейным — 110 лет Исааку и 65 лет Максиму Дунаевскому. Мы делали проект «Музыка кино Исаака и Максима Дунаевских», в результате родилась идея создать ансамбль.
В составе трио — виолончелист Арсений Чубачин, с которым мы дружим с детства, всегда вместе, он близок мне по духу, такие друзья бывают редко. Пианист Жерар Аймонче тоже сразу влился в коллектив.
В этом году, к сожалению, в Уфу он не прилетит — выбрал для себя жизнь в США, потому приедет пианист, с которым я учился в Московской консерватории, прекрасный человек и наш друг Владимир Седов.
Наш ансамбль рассчитан на широкую аудиторию, исполняем шедевры классической музыки, джаз, немного поп. Начали сотрудничать с Антонеллой Руджеро — это итальянская поп-дива, бывшая солистка группы «Матиа базар». Антонелла — потрясающая певица и человек, вместе исполняем танго, легкую классику, получаем огромное удовольствие от нашего сотрудничества.
— В наше время шоу-бизнес захватил и индустрию академической музыки. У вас есть агенты, продюсеры, которые помогают организовывать концерты?
— Да, конечно, это Московская филармония и агентство «Империя музыки». Президент компании Табриз Шахиди, сын известного композитора, имея классическое образование, сумел создать настоящую империю музыки. Можно зайти на сайт агентства и заказать себе любого артиста, указаны цены. Там все: и Денис Мацуев, и Дмитрий Хворостовский, и Рене Флеминг, и Хосе Каррерас, и Валерий Гергиев, и «Виртуозы Москвы» – в общем, все хорошие ребята! Есть хорошие заказы, и мы часто летаем, например, в Монако.
— Наверняка, попасть в обойму не так просто. В жестких условиях рынка нужно уметь «продать», представить себя. Кто тебе прививал такое умение?
— У меня были замечательные педагоги. Первый педагог — это моя мама, которая с детства учила, помогала. Далее у меня был педагог в Казани, который учил и в профессиональном, и в человеческом отношении. Но, наверное, главный педагог — это мой профессор в Московской государственной консерватории Рафаэль Оганесович Багдасарян.
Он научил меня манере общения с людьми. Он был для нас образцом. Невероятно харизматичный, он 35 лет проработал солистом Большого театра, дирижером. Успешный человек и в жизни, и в профессиональном мире. Вспоминаю: Москва, интернат. Багдасарян спрашивает:
— Деньги есть? — и достает пачку денег. — Возьми, купи себе курицу, чтобы было что поесть!
Запомнилась его фраза, что музыка и женщины — понятия неразделимые. Так оно и есть: если мужчина любит женщин так же, как любит музыку, значит, у него все будет хорошо именно в душевном плане.
— Кстати, ты и кларнет с женщиной ассоциируешь?
— Нет, кларнет — это мужчина. Это мой соратник, который является продолжением меня. Не что-то или кто-то другой, а мое продолжение. Вот у Арсения виолончель — женщина, он всё время с ней заигрывает.
— Но вернемся к твоему уфимскому благотворительному проекту, получившему президентский грант. В чем заключается благотворительность?
— Сначала я думал сделать фестиваль-смотр. Это хорошая идея, которая еще воплотится в свое время. Но потом по объективным причинам решил переделать формат и создать именную премию «Созвездие» для четырех талантливых детей со всей республики. Хочется поддержать наши юные таланты, сейчас отбираем претендентов.
Буду вручать премии, сыграем концерт, в котором примут участие близкие мне люди, великолепные музыканты. Будем дарить всем хорошее настроение!
Автор:Аралбаева Лейла
Читайте нас: