Все новости
Общество
9 Июня 2014, 13:34

Куда девается вода летом, и «виновато» ли в этом Юмагузино?

Топит ли Павловка? Почему выход реки из берегов — благо. Виновато ли в маловодье Юмагузинское водохранилище?

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.

Вода — одна из основных стихий. А все, что касается стихии, человек, уподобляясь далекому предку, склонен мифологизировать. Прошло половодье, самое время — подвести итоги, а заодно разобрать некоторые распространенные мифы о нем.

Миф 1: Павловка топит!

Почти каждую весну приходится слышать: «Cнова Павловка топит! Опять воду спускают. Нисколько нас не жалко».

Цифры и факты. Павловское водохранилище, как и любое другое, состоит из двух частей. Мертвый объем — 800 миллионов кубометров, ниже которого с водохранилища нельзя сбрасывать воду. Он предназначен для поддержания экосистемы водохранилища в нормальном состоянии. И объем регулирования — 600 миллионов кубометров, за счет него происходит регулирование стока. В летнюю или зимнюю межень минимальный объем притока воды в Павловку составляет 80 кубов в секунду. При половодье — от 1000 до 5000, среднее значение — 1500 кубометров. При сбросе воды в 1500 кубов в секунду, нижележащие территории не подтапливаются. Подтопление начинается тогда, когда объем сбрасываемой воды достигает 3000 кубометров в секунду. Таким образом, путем простых арифметических действий, можно подсчитать, что если в Павловку приходит 3000 кубов в секунду, то водохранилище, подготовившись, может спокойно сбрасывать вполовину меньше в течение пяти дней и не вызывать выхода реки из берегов. Этого, как правило, хватает, поскольку пики проходят довольно быстро. Так произошло и в этом году. Если бы Павловка не срезала пик притока, который составил 3000 кубов в секунду, то уровень Белой поднялся бы до семи метров. Порог выхода реки из берегов — 6,6 — 6,7 метра. Белая остановилась на отметке 6,67 метра.

Но когда снега много и тает он дружно, как в 1979 году, при притоке в 5000 кубометров водохранилище, подобно поставленному в ручей ведру, наполняется, и сколько воды втекает, столько и вытекает.

Подобное происходит с Нугушским и Юмагузинским водохранилищами, которые меньше по объему и работают в паре.

Миф 2: если река не выходит из берегов, это хорошо

В этом случае река не затопляет дома, садовые хозяйства и т.д. И, таким образом, не наносит материального ущерба. На самом деле — это вам любой эколог скажет — для того чтобы экосистема реки поддерживалась в нормальном состоянии, она должна выходить из берегов. Наполнять и промывать озера-старицы. Прочищать пойму. В былые времена у людей не возникало особых проблем по этому поводу, поскольку никому не приходило в голову селиться в пойме. Там, где затопляет. Ведь не было ни МЧС, ни спасателей, которые тебя, неразумного, приедут и спасут. Сегодня все изменилось, и отсутствие экологической культуры позволяет людям селиться там, где вздумается. С природой же шутки плохи. Изменить ситуацию призвано постановление правительства РФ, согласно которому нужно определить места подтопления и запретить любое строительство в таких зонах.

Миф 3: Юмагузино забирает всю воду

С приходом жаркого лета актуализируется миф о том, что Юмагузинское водохранилище забирает всю воду. Дескать, пока его не было, в Белой был высокий уровень воды.

Цифры и факты говорят о другом. Засушливым летом 2012 года, когда по Белой в черте Стерлитамака проходил объем воды всего лишь несколько кубометров в секунду, именно постоянный спуск накопленной ранее в Юмагузинском и Нугушском водохранилищах воды позволял поддерживать в реке именно тот объем, который приемлем для разбавления стоков до безопасного уровня. Вспомните те же Белые моря.

В реальности же виновато не Юмагузинское водохранилище, а циклические колебания, происходящие в природе каждые 22 года, когда маловодный период сменяется многоводным и наоборот. Так называемые числа Вольфа. Но об этом в следующем материале. 

Автор:Кузнецов Валерий
Читайте нас: