В Уфе, по приблизительным подсчетам, накопилось полмиллиона тонн твёрдых бытовых отходов. Нормального полигона с необходимым уровнем защиты в городе нет. Перерабатывается лишь три процента ТБО, остальное отправляется для захоронения на полигоны, которые переполнены.
Решение проблем с нехваткой предприятий по переработке отходов, отсутствием раздельного сбора мусора возложено на органы местного самоуправления, которые не обеспечены ни финансами, ни кадрами, ни техническими ресурсами.
Об этом сказал на заседании Комитета Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию его председатель Расул Гусманов.
Затем перед депутатами комитета выступил министр природопользования и экологии РБ Илдар Хадыев.
Он рассказал, что в конце 2011 года в республике была принята программа «Совершенствование системы управления твёрдыми бытовыми отходами». Однако программа нацелена на финансирование из местных бюджетов и внебюджетных источников, поэтому реализуется медленно. Муниципалитеты должны были направить на природоохранные мероприятия порядка 600 миллионов рублей, но выделили только 23 процента от запланированного — 140 миллионов рублей.
— В республике сейчас 43 полигона ТБО, из них 38 построены за счет бюджетных средств. На них затрачено 734 миллиона рублей. Но все эти полигоны решают проблему только на 20-30 процентов. Они физически не могут уместить все отходы, которых накапливается около двух миллионов тонн в год. И уже понятно, что строить в каждом районе по полигону — это неправильный путь. Без сортировки, без уплотнения, без переработки полигон заполняется за пять-шесть лет, и надо опять строить новый.
Наш путь — организация с помощью средств бизнеса четырёх-пяти крупных проектов, включающих в процесс сортировку, уплотнение, переработку мусора, когда в «хвосте» остается только пять-семь процентов от первоначального объема. В каждый крупный проект должны вовлекаться ближайшие районы.
Межмуниципальный принцип уже работает в Стерлитамаке. Там за счет инвесторов построены мусоросортировочные линии. Практически все отходы в городе проходят сортировку, и только неотсортированные «хвосты» захораниваются на полигоне. Со временем в проект будут вовлечены пять ближайших к Стерлитамаку районов. Имея один базовый полигон, в районах эффективнее размещать мусороперегрузочные станции.
По такому же принципу планируется проводить работу в Уфе и близлежащих районах. Предполагается на 100 процентов загрузить две имеющиеся сортировочные линии и установить прессы для брикетирования «хвостов», остающихся после сортировки. Это позволит отсортировать до 50 процентов отходов и снизить долю захораниваемого мусора до семи процентов.
В каждом районе Уфы должны появиться мусороперегрузочные станции. Это сократит транспортные издержки перевозчиков. А полигон и сортировочный комплекс, где будет сортироваться весь городской мусор, разместятся в Иглино.
Строительство крупного межмуниципального комплекса переработки отходов за чертой Уфы позволит собирать, вывозить, сортировать и утилизировать мусор из населенных пунктов, расположенных в радиусе
В Уфе и пригородах сосредоточено самое большое количество отходов. Это количество интересно бизнесу. Для бизнеса интересный объем начинается от ста тысяч тонн отходов. Такой объем накапливается, например, в Стерлитамаке. Если инвесторы вложат средства в уфимский проект, то все будут в выигрыше — Уфа решит проблемы с утилизацией мусора, инвесторы получат прибыль.
Можно пояснить на примере. Чем меньше населенный пункт, тем больше люди платят за утилизацию мусора, потому что затраты одинаковы, независимо от размера города или деревни, а населения, которое оплачивает утилизацию, меньше.
А по большому счету, мусор надо не сжигать, не захоранивать, а использовать его для возобновления энергии, — считает глава Минэкологии.— Например, как RDF-топливо для цементного производства. Всё, кроме органики, там горит. Мусорная масса вспушивается, брикетируется и по теплоэффективности приравнивается к газу. Даже в Стерлитамаке цементное производство готово перейти на топливо из мусора — если будет ежегодно производиться 30 тысяч тонн RDF-брикетов, то владельцы завода готовы переоборудовать свою печь под него, потому что оно выгоднее, чем газ.