Все новости
Общество
1 Ноября 2012, 14:30

Башкортостан: кулибиных много, фордов мало!

Инновационные идеи в республике не получают должного развития. В чем кроется истинная причина? 

Фото с сайта www.moigorod.ru.
Фото с сайта www.moigorod.ru.

Инновационные идеи в республике не получают должного развития. Именно эта мысль проходит красной нитью во многих публикациях местных экономических СМИ. Но время идет, ситуация меняется. И казалось бы, качественный скачок уже не за горами… Только вот сказать, что инновации у нас развиваются семимильными шагами, пока еще нельзя.  В чем же причина?

- Что мешает развитию инноваций в республике? Есть один момент, свойственный многим нашим изобретателям, - комментирует начальник отдела инновационной политики Министерства промышленности и инновационной политики РБ Урал Насибуллин в беседе с «ОЭГ».  - Поясню на примере. На прошлой неделе в нашем министерстве проходило заседание, на котором присутствовало несколько разработчиков со своими проектами, и мы обсуждали вопрос, как им помочь. Оказалось, что у большинства новаторов отсутствует бизнес-план. А у тех, у кого бизнес-план имеется, он очень «слабый». Есть чисто техническая идея, и на этом все.

Во всем мире, где инновации быстро развиваются, инвесторами являются частные лица. А когда частный инвестор дает деньги? Лишь в том случае, если видит идею, более или менее проработанную с экономической точки зрения. А у нас пока получается так: я придумал «хитрую» техническую новинку, дайте мне денег для ее внедрения! Но нужна ли эта вещь в реальности, есть ли в ней потребность? С технической точки зрения можно много чего усовершенствовать. Но если новинка окажется дороже, чем, к примеру, китайский аналог, пусть даже и некачественный, потребитель все равно выберет Китай!

То есть, проекты должны быть обоснованы. Изобретатели этого пока не учитывают.

- Изобретатель должен дать обоснование своему проекту, только в этом случае он будет получать финансирование, - поясняет собеседник «ОЭГ». - Неважно, о каком инвесторе идет речь – частном или государственном. Ведь государственный инвестор тоже не может себе позволить бросать народные деньги на ветер. Известно, что большинство инновационных проектов оказываются неудачными. Поэтому госструктурам приходится тщательно отслеживать полезность таких идей и их эффективность.

Есть, правда, венчурные инвесторы (инвесторы, финансирующие проекты с высокой степенью риска - прим. авт.), которые готовы вкладывать деньги в так называемые сумасшедшие идеи. Но у таких инвесторов, как правило, имеется еще 10 удачных, обоснованных идей, на которых они зарабатывают. И такие инвесторы находятся, в основном, за границей.

- В республике же баланс между частным и государственным финансированием пока что смещен в сторону государственного, - отмечает Урал Насибуллин. - 70-80 инвестиций производит государство, и лишь 20-30 - частный сектор. А это говорит о том, что российские «частники» пока еще не очень верят в наших изобретателей, точнее, в их проекты. За рубежом все наоборот: 80 процентов частных инвесторов и 20 процентов государственных.

- Скажите, на какую конкретную помощь могут рассчитывать изобретатели из Башкирии?

- Многие изобретатели хотят, чтобы им напрямую помогало государство. Но в настоящее время государство оказывает помощь косвенно – через различные структуры. А все эти структуры, как и частные инвесторы, требуют экономического обоснования.

В республике имеется Венчурный фонд, в котором находится свыше 400 миллионов рублей. Если вы представляете идею вкупе с грамотным бизнес-планом, из средств фонда вы можете получить до 50 миллионов рублей.

Кроме того, в Российской Федерации (в 60 регионах, и Башкортостане в том числе) работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Каждый год фонд организует осенние и весенние «сессии». Если ваша идея удовлетворяет ряду условий, вы можете получить на проведение НИОКР от 200 до 400 тысяч рублей. Через год, если вы доказали, что проект успешен, вы можете рассчитывать на сумму до двух миллионов. На третий год – до трех миллионов рублей.

В то же время, проблема не в том, что в республике мало денег, - отмечает специалист Минпрома РБ. - Инвесторов и денег, как ни странно, достаточно много. Проблема в том, что нет проектов, в которые люди были бы готовы вложиться! Появись прямо сейчас полноценный, проработанный с экономической точки зрения проект – к изобретателю бы выстроилась очередь из инвесторов!

- Есть и другой момент, - добавляет директор Межвузовского центра трансфера технологий УГАТУ Камиль Хисматуллин. - Представим, к примеру, что изобретатель получил, наконец, деньги под свой проект. Что дальше? Уже нет возможности оправдываться – мол, у меня денег нет. И здесь уже нужно просто работать. При этом все упирается в три ключевых компонента: хорошая, адекватная бизнес-идея; рынок, который окупит затраты на организацию производства; а также полноценная команда, которая понимает необходимость своего развития. Если этих трех компонентов нет, старт-ап, скорее всего, обречен на провал. На самом деле, не стоит команде одновременно заниматься двумя проектами. Лучше всего упорно «добивать» одну конкретную бизнес-идею. Кроме того, специалистам команды ни в коем случае нельзя останавливаться в своем развитии – хорошая команда специалистов, которая не развивается, через год – уже плохая команда.

Как отмечает руководитель Территориального центра инноваций Республики Башкортостан Артур Богданов, на сегодня перед его ведомством стоит задача выстроить систему единого инновационного окна, что на сегодня и делается при поддержке Министерства промышленности и инновационной политики РБ.

- Наша цель – «поднять» как можно большее число инновационных проектов, актуализировать их и оказать практическую поддержку изобретателям, - говорит Артур Богданов. - Мы будем поддерживать новаторов на следующих этапах: поиск источников финансирования, «упаковка» (оформление) проектов, продвижение проектов на ведущих экспертных и проектных площадках, а также их размещение в федеральных и республиканских целевых программах. Обращаясь к нам, проектанты получат реальную помощь.

Кстати, 9-10 ноября в Уфе состоится важное мероприятие под названием «Ярмарка инновационных бизнес-проектов». На одной площадке соберутся как изобретатели, так и люди, обладающие опытом в области практической реализации инноваций.

- На «ярмарке» мы будем учить предпринимателей, как подавать проекты, «упаковывать», оформлять их так, чтобы инвесторы в них поверили, - поясняет Урал Насибуллин.

В первый день мероприятия московский эксперт, председатель Наблюдательного совета НП «Национальная гильдия инновационных менеджеров», генеральный директор Центра акционирования инновационных разработок Алексей Власов прочитает практическую лекцию о возможностях финансовой поддержки инновационных проектов по программе «Старт». А 10 ноября будет организована биржа деловых контактов. Изобретатели смогут получить консультацию по животрепещущим вопросам у экспертов Министерства промышленности и инновационной политики РБ, Территориального центра инноваций, Фонда поддержки и развития науки РБ, Венчурного фонда Башкортостана.

Как сообщил «Общественной электронной газете» Урал Насибуллин, в силу специфики научно-исследовательского потенциала Башкортостана пока что основная часть инноваций у нас сосредоточена в сфере нефтехимии, материалов и их обработки, производства машин и транспортного оборудования, АПК, медицине. И, конечно же, активно развиваются нанотехнологии.

Что такое инновация? Это реализованное нововведение. На сегодня кулибиных (людей, способных придумать инновацию) в республике много, а вот фордов – то есть людей, способных довести идею до практической реализации, пока не хватает. Эту ситуацию и нужно менять.

Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: