Никогда не интересовался учебными программами в школах. Как учили, так учили. Оказалось, не интересовался до поры до времени. Скоро внучке сдавать экзамены ГИА, ЕГЭ. Для меня все это - новые понятия. Обратил внимание на единые требования к экзаменам по всей России. А по расписанию русский язык изучается в наших (башкирских) школах только в половину объема по сравнению с другими регионами. Я, к примеру, изучал русский язык (в татарской школе!) по 12 часов в неделю, мои дети – девять часов, а внучка – четыре-пять часов. Я задался логичным вопросом: как так? А в соседних регионах изучают русский язык и ныне по девять часов. Почему наши дети ущемлены в изучении русского языка – языка Российского государства? Оказалось, тут имеется два момента.
По базовой учебной программе в нашей республике есть уроки родных языков. Еще по закону о втором государственном языке изучается в обязательном порядке башкирский язык. Вот, в общем, выпадает пять уроков из сетки русского языка. Споры по этому вопросу между верхами и низами пока не привели к консенсусу. А страдают дети. Взрослые дяди и тёти! Давайте попробуем разобраться, неужели это такой сложный вопрос?
Родные языки. Они очень нужны, никто не будет возражать. Если выбирать нужное из необходимого и достаточного, я считаю, нужно выбирать последнее, т.е. достаточно изучать родные языки в начальной школе. А дальше приоритет нужно отдавать русскому языку. Родному языку свой простор – семья, языковая среда.
Про второй государственный язык. У юристов есть хорошее выражение: «Закон плох, но он закон!» Но все законы писаны людьми. Они могут быть изменены при необходимости. Я не смогу принять никогда, под каким бы то ни было соусом, что когда-нибудь буду изучать чужой, не востребованный в моей жизни язык. Ситуация, когда кто-то кого-то заставляет изучать не нужный ему язык, не поддается моему пониманию. Есть у нас государственный язык общения – русский язык! Вот его и надо изучать максимально полно.
Уважаемые аксакалы, совет аксакалов, чиновники из Министерства образования! При всей справедливости ваших слов о сохранении языка, нации, нам, простым смертным, приходится думать о будущем наших детей, об их благополучии в не очень простом периоде общественной жизни. Не зря говорят, кто информирован, тот вооружён. Информация – это знания. Знания приходят через языки, ныне – это русский язык и иностранные. Если мы хотим вырастить конкурентоспособных детей при капитализме, то им нужно давать востребованные жизнью языки и знания.
Законы, нормативные акты в сфере образования дают возможность принять в школах разные учебные программы в зависимости от договорённостей между родителями и администрацией школы. Жизнь показывает, что договариваться с администрацией школы толком не получается. История с семьей Мартинсов, оставившей республику, опыт 40-й школы, где начались гонения на родителей, желающих обучать детей на родном русском языке, тоже говорят об этом. А мне в школе внучки сказали: «Вы кто? Дедушка? Не ходите на собрания, вы – не законный представитель ребенка».
С одной стороны - родители и учащиеся, заинтересованные в изучении русского языка, ведь школьникам придется сдавать ЕГЭ наравне со сверстниками из других регионов, а с другой стороны - администрации школ, не прислушивающиеся к желаниям родителей, между прочим, полноправных участников образовательного процесса – в чем распри? Почему школы принимают только базовую учебную программу? Мне непонятно, кого они боятся? Материалы августовского совещания учителей говорят, что все в руках директоров школ, никто ни на кого не будет давить. В чем же тогда дело?
При каждом возможном случае я задаю вопрос компетентным лицам про изучение русского языка в школах. Разъяснения всегда положительные. Говорят, все зависит от желания родителей. А в реальной жизни получается, что родителям об их правах участников образовательного процесса никто не сообщает, держат в тайне, никто с ними не советуется. С другой стороны родители пассивны в применении своих прав. Тоже кого-то боятся. Ну, понятно, чадо – оно дорогого стоит, вдруг обозлятся на него, не дай Бог. Педагогичность такого приёма оставим на совести педагогов. Вот и получается «по Сеньке и шапка» - родители согласны с базовой учебной программой, дети довольны половинным изучением русского языка. А на ЕГЭ нанимают репетиторов, или копят деньги.
Вот какой ответ я получил на свой вопрос во время онлайн-конференции от ректора БГПУ, депутата Курултая Раиля Асадуллина: «Я призываю внимательно прочитать нормативные документы, которые регулируют преподавание языков в школе. Согласно существующему закону и множеству локальных нормативных актов у нас сегодня действует четыре варианта образовательных программ. В том числе базисный учебный план - русский язык с выбором родного языка, есть программы, которые предусматривают только изучение русского языка, есть программы для национальных школ. Право выбора программ принадлежит родителям совместно с коллективом школы. Поэтому не нужно стучаться в открытые двери, нужно договариваться, понимая друг друга, и выбрать те образовательные программы, которые нужны родителям.
Более того, и проект закона, и действующий закон говорят о праве родителя выбирать программу обучения. Этим правом нужно грамотно воспользоваться…»
Как видите, все зависит от желания родителей! Только на практике получается «гладко было на бумаге, забыли про овраги» - я говорю про крайнюю консервативность администраций школ, которая убивает всякую логически обоснованную инициативу родителей. Что, будущее наших детей их мало интересует? Достойно ли при этом ведут себя по отношению к детям педагоги, должности имущие?