Сегодня на сайте «Общественной электронной газеты» состоялась онлайн-конференция министра здравоохранения Республики Башкортостан Георгия Шебаева. В течение часа, с 17.30 до 18.30, министр отвечал на вопросы читателей «ОЭГ». В его адрес поступил шквал вопросов – около 70 – касающихся сферы здравоохранения. Читатели интересовались, когда те или иные препараты появятся в лечебных учреждениях, как попасть на прием к узким специалистам, как бороться с поборами в больницах, на каких условиях можно бесплатно пройти дорогостоящие обследования и т.д. В прямом эфире Георгий Шебаев успел осветить более 40 вопросов.
Булгаков Салават:
- Будут ли приняты меры для улучшения обеспечения больных инсулинозависимым диабетом? До каких пор будем покупать иголки и пен-инъекторы за свой счет? Ведь по закону это должно финансироваться из республиканского бюджета.
- Шприц-ручка для введения инсулинов «Актрапид», «Протафан», «Ново-рапид», иглы для шприц ручек на сегодняшний день отгружены, в течение марта они поступят в аптечные сети, льготники смогут их получить.
Лейла Сингизова:
- Когда появятся в аптеках лекарства по льготному списку («Мадопар», «Золадекс», «Проноран» и др.)?
- «Мадопар» и «Золадекс» уже поступили в пункты отпуска, аптечные сети. Остальные препараты появятся до конца этой недели.
Наталья Перцева спрашивает:
- Мой муж, Перцев Геннадий Сергеевич, кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения, бывший главный внештатный специалист по генетике, с 2000 года страдает болезнью Паркинсона (ригидная форма, инвалид 1-й группы). В течение последних месяцев он не получает жизненно необходимый ему препарат «Мадопар», поэтому его приходится покупать за свой счет, а с нашими пенсиями это очень сложно. Таблеток осталось всего на несколько дней. Помогите, пожалуйста, решить этот вопрос (состоит на учете в 5-й поликлинике Уфы).
- Данный препарат в пунктах отпуска уже должен появиться. Поликлиникой №5 заявлено на первый квартал текущего года шесть упаковок препарата «Мадопар». Пациента должны известить о том, что препарат поступил.
Егорова Наталья:
- Терапевт не выписывает по льготному рецепту «Берлитион» или «Тиагамму» (я инвалид 1 группы, диабетик инсулинозависимый). Эндокринолог сказала, что эти препараты есть в списках, и своим больным она выписывает. Терапевт мне отказывает (поликлиника №50, Уфа). Прав ли терапевт? Что мне делать?
- При наличии медицинских показаний и рекомендации врача – профильного специалиста, терапевт не вправе отказывать пациентам в выписке рецепта. По поступившим из Управления здравоохранения Уфы данным, поликлиникой №50 данные препараты не заявлены. В случае назначения этого препарата поликлиника и Управление здравоохранения Уфы должно подать дополнительную заявку в Министерство здравоохранения. Процедура стандартная. Надо внимательнее относиться к своим пациентам и своевременно выписывать им лекарства.
Екатерина:
- Мы ждем появления первого ребенка в нашей семье, который должен родиться в июле. Я не работаю, муж работает на ЖД. Состою на учете в ЖД-поликлинике в Деме. У своего гинеколога просила выписать мне бесплатно витамины, но в ответ услышала, что они положены к 30-ой неделе (такого положения в приказе нет) и в настоящее время нет на них рецептов. Помогите, пожалуйста, витамины принимаю «Витрум пренатал форте». Что делать в такой ситуации? Когда появятся рецепты?
- В данном случае срок беременности принципиального значения не имеет. В рамках программы родовых сертификатов бесплатное обеспечение медикаментами женщин в период беременности осуществляется строго по медицинским показаниям по рецептам врача. Соответственно, здесь все зависит от специалиста, а не от пожелания пациента употреблять те или иные витамины. Медицинским учреждениям на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности Фондом социального страхования направляются финансовые средства в размере трех тысяч рублей на одну женщину (за весь период беременности). Из них женщины обеспечиваются медикаментами в период беременности - в размере 20-30 процентов от суммы перечисленных средств. В данном случае для решения вопроса следует обратиться к руководителю медицинского учреждения.
Людмила Кузьмина:
- Мой муж имеет инвалидность 2-й группы по общему заболеванию (болезнь сердца). Заболел в 40 лет (20 лет назад): с обширным инфарктом ходил неделю по недосмотру врачей. В результате - серьезное осложнение. Если раньше его клали в больницу на профилактику почти каждый год, то теперь, вот уже 10 лет, врачам запрещено давать направления в стационар. Получается, человек с инвалидностью, к тому же еще не старый по возрасту, никому не нужен. Лекарства бесплатные не дают. Сделать кардиограмму - проблема. Месяц потребовался, чтобы взять направление у врача и обследоваться. Реформы привели только к ухудшению уровня медицинского обслуживания населения. В 35-й поликлинике участковые врачи на нашем участке не держатся: меняются каждые год-полтора. Ответьте, пожалуйста, должен ли сердечник проходить реабилитацию? Или все только за деньги?
- Здесь целый блок вопросов. Реабилитацию нельзя понимать как регулярную госпитализацию. Если есть показания для госпитализации, то в соответствии с программой госгарантий человека обязаны положить в стационар. Никакого запрета на направление пациентов в стационар не существует. Здесь надо подробно разбираться, почему такое отношение к пациенту. Ведь кардиограмму по месту жительства обязаны делать бесплатно. Лекарства по федеральной льготе должны выписывать. Мы возьмем этот вопрос на контроль.
Наталья Алексеевна:
- Моя дочь получала «Герцептин» (назначили раз в 21 день в течение года). Последние две упаковки (ноябрь и декабрь 2011 года) мы не получили, хотя по словам завотделением поликлиники №5 Уфы, они были заказаны вовремя. Курс прервался. Нас заранее не предупредили о неполучении лекарства и обещали до последнего. В результате мы сами ничего не успели сделать, так как стоит оно дорого. Что теперь делать?
- Действительно, была проблема с поставками лекарств, со своевременностью размещения госзаказов на закупку препаратов. Эта тема обсуждалась на оперативном совещании у Президента Башкортостана. Были приняты меры. На сегодняшний день препараты поступают в «Башфармацию», которая оперативно отгружает их в пункты отпуска лекарств. С данным препаратом та же история. В течение недели вопросы будут сняты. Проблем не будет и во втором квартале текущего года. Все заказы размещены. Уже даже производятся поставки препаратов на второй квартал года.
Шагит Худайбердин:
- Какова в республике ситуация с контрафактными лекарствами? Обнаруживались ли у нас некачественные препараты? Ведется ли контроль, проводятся ли проверки? Как определить некачественный препарат?
- Дать универсальную рекомендацию, как определить некачественный препарат, сложно. Если раньше подделки были очевидные, даже качество самой упаковки вызывало подозрения, то сейчас научились изготавливать подделки высокого уровня. Поэтому на бытовом уровне сложно выявить контрафакт. Если у вас вызывает сомнения внешний вид препарата, его упаковка, качество печати, отсутствие инструкции, вы должны задуматься о качестве данного препарата. Если говорить о контроле над поставками препаратов в республику, то сказать о том, что у нас нет контрафактной продукции, мы не можем. Конечно, на фоне других субъектов у нас бывают единичные случаи. В связи с принятием закона «Об обращении лекарственных средств» в 2010 году это полностью стало обязательством федерального правительства. Но, тем не менее, мы занимаемся мониторингом лекарственных препаратов, которые находятся в обращении на территории республики. Занимается этим Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств. Это ведомство ежегодно проверяет более 200 тысяч партий лекарственных средств, поступивших в регион. В прошлом году в республике было изъято из гражданского оборота 55 серий препаратов 42 наименований.
Алексей Алексеев:
- Как Вы оцениваете свою работу на посту министра? Считаете ли вы, что действуете эффективно, или считаете, что необходимо внести коррективы? Есть ли у Вас сверхзадача, к выполнению которой Вы стремитесь в своей работе?
- Мою работу должно оценивать мое руководство в лице председателя Правительства и Президента республики. Что касается сверхзадач, то основной упор мы делаем на программу модернизации. Это уникальная возможность для системы здравоохранения наверстать упущенное за долгие годы недофинансирования. В рамках программы модернизации мы должны улучшить качество медицинского обслуживания. С одной стороны, поднять заработную плату врачам, за прошедший год нам удалось это сделать более чем на 25 процентов, с другой стороны, снизить дефицит программы государственных гарантий, чтобы мы могли оказывать пациентам тот объем услуг, который им положен, а не ссылаться на отсутствие денежных средств. И в то же время мы должны обеспечивать пациентов необходимыми лекарствами, расходными материалами, а также стационарным и амбулаторным лечением.
Конечно, есть и другие задачи. Нам необходимо полностью завершить формирование системы управления здравоохранением. С нового года она существенно изменилась. Всю республику мы разделили на девять медицинских округов, появилось девять столиц медицинских округов, в которых находятся отделы Министерства здравоохранения, отвечающие за прикрепленные территории. Ближайший год уйдет на то, чтобы эта система заработала эффективно.
Сергей Матвеев:
- Почему ушел со своего поста ваш заместитель Анвар Бакиров?
- Это решение было принято Президентом Башкортостана в связи с проблемами с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан.
Марина Кассиль:
- На цели модернизации здравоохранения поступают большие денежные и материальные средства. Каким образом Вы собираетесь предотвратить хищение и нецелевое использование данных средств со стороны руководителей учреждений? Есть ли какие-то общие нормы распределения фонда заработной платы между руководящим и лечебным составом учреждений? Возможна ли в будущем прозрачность доходов руководителей ЛПУ? Ведь по логике, если не украли, то и скрывать необходимости нет.
- Какие доходы имеют руководители лечебно-профилактических учреждений – абсолютно не секрет. Принципы формирования заработной платы руководителей ЛПУ и то, каким образом их зарплата должна соотноситься с зарплатой персонала этих учреждений, прописано в новой системе оплаты труда, которая внедряется в Российской Федерации. На уровне республики это закреплено в приказе Министерства здравоохранения. Необходимо обратиться либо напрямую к руководителю, либо к финансовым структурам для того, чтобы эти документы вам показали. В них полностью прописано формирование заработной платы руководителей. Что касается распределения денег на модернизацию, то здесь надо понимать, что каждое учреждение этот вопрос решает для себя, исходя из положения о заработной плате. Наша задача, с одной стороны, насытить систему деньгами, с другой - проконтролировать эффективность расходования этих средств. Врачи могут самостоятельно или при помощи профсоюзов участвовать в формировании положения о заработной плате. За основу можно взять положение о заработной плате Республиканской клинической больницы, которая оказывает обширный спектр медицинских услуг. Многие моменты по распределению денежных средств там расписаны очень подробно.
Вера Кудряшева:
- Что планируется сделать по сохранению уникального фонда научно-медицинской библиотеки? Сегодня библиотека не развивается, т.к. находится в качестве «падчерицы» МИАЦ. Нет комплектования новой литературой, помещения библиотеки максимально заняты структурами бывшего бюро медстатистики. Нет возможности развиваться и комфортно обслуживать пользователей. Если планируете вовсе избавиться от библиотеки, скажите.
- Избавляться от библиотеки мы не собираемся. Но надо понимать, что с связи с современным уровнем развития информационных технологий с каждым годом все меньшее количество людей обращается в библиотеку. На сегодняшний день существует электронная подписка, со всеми статьями можно ознакомиться с помощью интернета. Востребованность библиотек сегодня низкая.