Не стану вдаваться в подробности того, как получилось, что Президент РБ пригласил меня поучаствовать в его рабочей поездке в Кумертау и Куюргазинский район РБ. Не хочу делать это и по причине некой конфиденциальности и по причине того, что рискую навлечь шквал предложений на голову Администрации Президента – они точно не планируют превратиться в туристическое агентство.
Начну с самого начала. Поездка планировалась на субботу (видимо, у государевых людей действительно сложные отношения с понятием «рабочее время») на 7:30 утра. Начиналось всё вполне обыденно – сбор и посадка по машинам у Дома Республики, затем по ходу движения в колонну влились основные силы: Президент Хамитов и вице-премьер Афонин. Из соображений безопасности не стану называть пароли и явки, но за городом небольшая колонна уже была сформирована полностью – если кому-то кажется, что кортеж Президента – это десятки авто с мигалками, он сильно ошибается. Всё скромнее: 4 машины + 2 джипа охраны + 1 машина сопровождения.
Скорость передвижения впечатлила сразу : «от 150 и выше». Головная машина постоянно давала сводку дорожного покрытия . Учитывая, что дороги после Стерлитамака стали похожи на сталинградские, звучало это примерно так: «Внимание, сильные выбоины по центру», «Внимание: все уходят на правую, по левой работы», «Внимание, подскок…» Я подумал: интересно, а Президент слышит эти комментарии или в его машине нет этого канала? В общем и целом передвижение с трудом можно было назвать быстрой ездой, скорее – умеренно медленным полётом.
Прибыли в Кумертау ( были в пути 2 часа), сразу на вертолетный завод. Завод встретил распахнутыми цеховыми воротами, нервничающими директорами и странной для производства тишиной. Повели по цехам.
Я не специалист – но мне было любопытно посмотреть, как делают вертолеты. В цехах хватало летающих машин различной степени собранности и готовности. Поначалу они показались мне каким-то странным заброшенным хламом, но потом я понял, что такое впечатление создает сложная грунтовка, наносимая на дюраль, которую крайне трудно чем либо окрасить. Президент интересовался – ему отвечали. Сообщили, что завод имеет заказов на год вперед, что все мощности задействованы и т.п. Парк оборудования меня впрочем не впечатлил (а может быть, от нас скрыли станки, у которых есть дисплеи?).
Президент разговаривал с рабочими, спросил про зарплату. Рабочие не боялись, но стеснялись – потому про зарплату сказали только, что платят её вовремя, и хотелось бы побольше…Через какое-то время на заводе стали раздаваться технологические звуки: визг, шум, и я поверил, что завод действительно настоящий. Президента подвели к готовому вертолету (блестящему, лакированному «Камову») и предложили залезть в кабину. Президент не отказался – я подумал, что завидую ему и одновременно рад за него – вдруг и ему хотелось посидеть в кабине?
Стремительный переезд на испытательную площадку завода. Здесь всё веселее и менее натянуто: Президент сразу направился к двухместному самолетику, стал интересоваться его характеристиками, возможностями. Затем, вместе с разработчиком, Президент забрался в кабину самолетика, потрогал рычаги, задал ещё кучу вопросов: «Значит, до Уфы долетит?» Ответом было: «И до Уфы , и обратно вернется!» . Меня поразило, что таких самолетов-планеров УЖЕ выпущено 40 штук! Потом продемонстрировали малый вертолет: его завели и подняли в воздух. Как и всякое воздушное судно – вертолётик на земле выглядел странно, но стоило взлететь, стал полноценной частью неба: свободным и мощным. Все с удовольствием смотрели на его маневры.
Переезд с завода в Башкирскую республиканскую гимназию-лицей N3. Заведение образцовое, есть чем гордиться. Директор встречал у входа, вместо красной дорожки – красный половик. Президента повели по классам. Всё общение – на башкирском, я поотстал – не владею. Интернат мне понравился добротностью ремонта и нормальным, осмысленным взглядом учеников – их там около 500 человек. Рустэм Закиевич зашел в класс к малышам (второй или третий класс, наверное), поговорил с детишками, с учительницей. Спросил о проблемах. Учительница озвучила две проблемы: автобус для школы, и сын выпускник вуза работу найти не может… Тут Хамитов удивил меня в первый раз: автобус, говорит, дадим по программе, а вот с трудоустройством – ничего пока не скажу – проблема… Я подумал, вот ведь честно как! А мог бы перед публикой провинциальной власть показать – смертного осчастливить… Не стал.
Дальше – едем по городу. Опять сюрприз: в рации охрана лаконично констатирует «Остановка». Кортеж останавливается посреди оживленной улицы. Неожиданно Президент заходит в обычный продуктовый магазин. Мы за ним. Президент смотрит ассортимент, интересуется ценами. Больше всего его интересует наличие местной продукции – таковой отыскивается не много… Любопытно было наблюдать за реакцией посетителей магазина: кто-то ничего не заметил и не понял, кто-то медленно открыл рот, один парень попробовал пробраться через небольшой затор к пивному ряду – его мягко остановила охрана и направила иным путём… Президент вышел на улицу и заговорил с дамой, прогуливающей двоих детей (суббота как-никак). Дама была ошарашена, но не растерялась – поведала Президенту о том, что в городе плоховато с работой – вот муж и летает по вахтам на Север…
Дальше – пообедали. Без изысков, но добротно и вкусно – как умеют ещё кормить в глубинке (чего только стоило классическое, забытое мясо с черносливом – хит 90-х!).
После обеда – запланированная встреча с «малыми» бизнесменами Кумертау. Мероприятие прошло в стенах Администрации. Бизнесмены нисколько не выглядели малыми, кое-кто сверкал неплохими часами. Проблемы были стандартными для всей России: дорогие кредиты, высокие налоги, подорожавшее электричество, административные препоны. Выяснилось, что в городе 34 тысячи трудоспособных, а рабочих мест 24 тысячи. Президент посетовал: «…даже если по две тысячи мест в год создавать (что не просто!) – и то пять лет уйдёт!». Порадовало то, что Рустэм Закиевич вновь показал свою практичность и неприятие рапортов – с первой минуты он предложил не докладывать об успехах, а говорить о проблемах. Манны небесной не обещал, но снижение налогов на зарплату с 12-го года озвучил, и укрощение роста тарифов на электричество тоже продекларировал. Уже немало. Отдельно остановился на предприятии «Ротор-Флай» - разработчике чудо-вертолётика - была обещана поддержка в сертификации и продвижении продукта на рынок Европы. По этому предприятию даже будет совещание в СовМине – значит, есть у нашего вертолётика шанс полетать над Баварией!
После совещания – детская хореографическая школа. В танцах я разбираюсь хуже, чем в вертолетах – но всё было пристойно и профессионально. Танцы были оглушительными. Президенту вручили какую-то картинку в рамке, наверное, на память.
Покидаем Кумертау и, выехав в Куюргазинский район, попадаем на ремонтное предприятие с оригинальным названием «Ремонтник» . Предприятие монополист в районе, занимается капремонтом двигателей сельхоз-техники и «КамАЗов». С гордостью называют показатель: миллион рублей оказанных услуг на каждого работника… в год! Пока водили по цехам я в уме посчитал, что «минус налоги», «минус на развитие», «минус за аренду земли» и т.п. – получается, что зарплата у здешних работников выше 10 тысяч быть не может… Такое вот образцовое предприятие.
Едем дальше: опять незапланированная остановка – Президент опять посещает два, рядом расположенных, продуктовых магазина. Беседует с покупателями, долго ищет хоть какой-нибудь местный продукт на прилавках… Не уловил точно, но по-моему найдены были только хлеб и торт.
Последний пункт (летчики сказали бы – крайний) – социальный приют для детей и подростков Куюргазинского района. Тесный барак, полы с уклоном, материалы отделки – начала 20-го века, нет столовой, спортзала, в умывальнике для Президента не нашлось даже полотенца. С момента, когда гости пересекли порог заведения, из глубины постройки раздавалось хоровое пение кошмарного строя, пели дети отчего-то военные песни…Мне стало невыносимо стыдно сверкающих японских джипов, заполонивших дворик этой богадельни. Я ушел на улицу. Вскоре вышел и Президент. Сопровождаемый главой района, он прошел к спортивной площадке (подаренной «Газпромом»), выговорил главе, что неплохо бы хоть раздевалки пристроить к дарёной площадке. Глава , осененный идеей, кивал головой…
На этой печальной ноте поездка закончилась – в том смысле, что Президент и вице-премьер сели в настоящий вертолет и улетели в Уфу, а мы, «свита», помчались в обратный путь – успевать на победный матч «Салавата Юлаева» с «Атлантом».
Каковы мои ощущения от этой поездки? Очень противоречивые. Во-первых, наверное ни в одной стране простые люди так не ценят личный контакт с высшими руководителями, во-вторых, нигде не решают проблему моментально, если задачу поставил Президент, и в-третьих, чтобы навести порядок на местах, надо объехать всю республику. А хватит ли сил у одного Рустэма Закиевича объехать каждый город и каждое село, зайти в каждый магазин или приют? Президент выглядел уставшим, но старался этого не показывать – сила власти в России всегда в идеальности…