Все новости
Наука 102
6 Февраля 2015, 15:28

Сохраним уникальное биоразнообразие Башкирии для потомков

Заведующий лабораторией геоботаники и охраны растительности Уфимского института биологии РАН Василий Мартыненко рассказывает об охране редких растений и растительных сообществ.

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.

Я представляю лабораторию геоботаники и охраны растительности Уфимского института биологии Российской академии наук. Начну с краткой истории.

Ботанические исследования в нашем институте начались с момента его основания в 1951 году. Кстати, постановление о создании института было подписано самим Иосифом Сталиным. Тогда руководство страны очень хорошо понимало необходимость фундаментальных исследований и знаний во всех областях науки. Вначале наше подразделение занималось, в основном, повышением продуктивности сельскохозяйственных культур. Большой пласт работ был проведен в области продуктивности сенокосов и пастбищ и определения нагрузок выпасаемого скота на эти экосистемы. Также большие работы были проведены и проводятся сейчас, правда, в другой, отпочковавшейся от нашей лаборатории по изучению ресурсных видов растений. Это лекарственные, кормовые, медоносные растения.

Последние десятилетия в нашей лаборатории сформировалось два очень крупных взаимосвязанных направления.

Первое связано с изучением редких и нуждающихся в охране видов растений, которые занесены в «Красные книги» различного уровня, являются реликтами и эндемиками. Основоположник этого направления — знаменитейший башкирский ботаник, заслуженный деятель науки РФ и РБ, доктор биологических наук, профессор Евгений Кучеров.

Второе очень крупное направление связано с изучением уже не отдельных видов, а целых растительных сообществ. Это геоботаническое направление. Им руководит человек с мировым именем, заслуженный деятель науки РФ и РБ, доктор биологических наук, профессор Борис Миркин.

Наша лаборатория официально является куратором «Красной книги Республики Башкортостан». Сегодня во флоре республики встречаются около 1700 видов высших сосудистых растений. Из них 232 являются редкими, исчезающими и занесены в «Красную книгу РБ». Это виды, которые требуют дополнительных мер охраны. 37 из них занесены в «Красную книгу Российской Федерации». Это в основном виды из семейства орхидные — венерин башмачок, офрис, различные дактилоризы.

Ведение «Красной книги» — это довольно сложная задача. Прежде чем включить туда растение или исключить оттуда, необходимы фундаментальные исследования экологии и биологии этого вида. Вначале изучается ареал этого вида, фитоценотическая приуроченность, то есть тот спектр сообществ, в которых он произрастает. Далее проводятся учёты, а также различные популяционные исследования, которые и позволяют дать ответ на вопрос — почему тот или иной вид является редким. Редкость бывает различная — вид может быть редким по естественным причинам, поскольку у нас нет мест его обитания. Но чаще всего виды у нас становятся редкими в результате антропогенного воздействия, то есть воздействия человека. Яркий пример — краснокнижный вид, эндемик Южного Урала родиола иремельская, которая почти полностью исчезла в республике из-за массовых заготовок человека.

Из 232 видов, которые занесены в Красную книгу РБ, популяции 183 видов оберегаются у нас на особо охраняемых природных территориях — в заповедниках, Национальном парке, природных парках, заказниках, памятниках природы.

Наиболее редкие, которым угрожает максимальная опасность, мы стараемся сохранить в культуре, интродуцируем в питомник Ботанического сада института УНЦ РАН. В этом плане мы очень тесно сотрудничаем с Ботаническим садом. На сегодняшний день у нас интродуцировано 83 редких и нуждающихся в охране вида. Создаются плантации, выращиваются эти виды различными способами, в том числе и биотехнологическими. Эти плантации создаются для резерва этих популяций, чтобы впоследствии была возможность вернуть их в природу.

25 из 83 наиболее редких видов мы пытаемся реинтродуцировать. Это относительно новое направление во всей ботанике. Мы пытаемся вернуть виды в те растительные сообщества, где они ранее произрастали. Ярким примером является высадка родиолы иремельской. В СМИ было много информации о нашей экспедиции для реинтродукции этого вида на территории природного парка «Иремель».

Второе очень крупное направление, так же связанное с охраной биоразнообразия, это создание «Зеленой книги Республики Башкортостан». Есть различные виды книг — «Красные книги», «Черные книги», в которые занесены инвазивные, вредные растения. В последние годы во многих государствах создаются «Зеленые книги». Это книги редких типов растительных сообществ. Очевидно, что редкие виды сохранить очень сложно. Нужно охранять те растительные сообщества, в которых они произрастают. Республика Башкортостан обладает богатейшим биоразнообразием благодаря наличию вертикальной поясности в горах, благодаря стыку лесной и степной зон. И у нас есть ряд типов растительностей, которые уникальны и редки в масштабе континента. Яркий пример — уникальные петрофитные степи на шиханах Тратау и Юрактау.

Для разработки «Зеленой книги» необходимы тоже очень мощные фундаментальные исследования — инвентаризация всех типов растительности, которые у нас есть; выявление редких; разработка критериев редкости того или иного типа растительного сообщества.

И третье направление, которое развивается сейчас в нашей лаборатории, это динамическое направление — изучение динамики растительности вырубок наших южно-уральских лесов. Лесные экосистемы — это ключевые экосистемы. Лесистость территории в Республике Башкортостан сейчас составляет 44 процента. Это 6,2 миллиона гектаров. Огромные площади заняты лесами. В то же время в конце XVIII века площади лесов на этой территории составляли около 70 процентов. Человек очень сильно подорвал эти экосистемы. За последние постперестроечные годы, когда лес остался единственным неразграбленным ресурсом, олигархи предприняли мощные попытки создать новый «Лесной кодекс». Они полностью разрушили лесное хозяйство, созданное огромным трудом в советское время. И сейчас мы расхлёбываем последствия развала лесного хозяйства, которое развалено даже сильнее, чем сельское хозяйство. Многие леса отданы на откуп арендаторам, которые не соблюдают никаких правил ведения лесного хозяйства. Сейчас мы занимаемся изучением восстановительных сукцессий (последовательно закономерно сменяющих друг друга во времени сообществ — прим. авт.) на вырубках и во вторичных лесах южноуральского региона. Получая фундаментальные знания об этих сукцессиях, мы в последующем сможем сказать, что нужно сделать человеку, как воздействовать на определенном этапе, чтобы сдвинуть эту сукцессию в ту или иную сторону. Например, у нас выявлено, что для зеленомошных лесов при определенных способах рубки и сохранении напочвенного покрова сукцессию можно сократить с 250 лет до 100 лет. Разница в два человеческих поколения. Имея эти фундаментальные знания, мы можем сказать нашему лесному хозяйству, в каком направлении необходимо действовать.

Я не обольщаюсь по поводу результатов наших фундаментальных исследований. К сожалению, в стране всегда они отставали от практики. Но я знаю, что в будущем эти фундаментальные знания будут востребованы.

Автор:Мартыненко Василий
Читайте нас: