В этом году весна наступила рано. Как-то незаметно под лучами теплого солнца исчезли последние островки снега, и в природе началось весеннее пробуждение. В уфимском парке «Первомайский», недалеко от которого я живу почти 40 лет, вновь появились дикие утки. Хотя лед на пруду еще полностью не растаял, стайки водоплавающих птиц по утрам слетаются в полюбившееся место, где из года в год чувствуют себя, как дома.
А я с удовольствием продолжу свои «утиные истории», благо каждый сезон имеет свои особенности.
Так вот, нынче меня удивило, что на еще замерзшем водоеме, прямо на льду, можно увидеть необычно большое количество уток. Причем не молоденьких желторотиков, а вполне упитанных, зрелых особей — выделяющихся своим ярким оперением селезней и более скромных на вид самочек. Видимо, в памяти у них закрепилось, что в этом парке есть чем подкрепиться, народ не даст погибнуть с голоду, обязательно придет на помощь пернатым. Вот и нагрянули целым семейством, как только сошел снег.
Забавно наблюдать, как утки ходят по тонкому льду, сковавшему ночью проталины у края пруда. Издалека кажется, что они парят в воздухе или идут по воде, «аки посуху». Приглядишься, а лед — как стекло, блестит на солнце и запросто может треснуть под быстрыми утиными лапками.
А потом эти отважные утки, закаленные долгими зимними холодами, с кряканьем бросаются в воду и подплывают к брошенному кем-то угощению — кускам белого хлеба. По традиции местные жители приходят сюда с батонами и буханками. Кормление птиц и наблюдение за их поведением превратилось прямо-таки в народную забаву. Вместе с утками здесь кормятся и стаи голубей: уж они-то из парка далеко не улетают.
Я уже не раз описывала, какой этот водоем маленький (метров 30-40 в диаметре). Тем удивительней, сколько тут размещается уток, особенно в конце лета и осенью. Обитатели пруда, а это кряквы обыкновенные, в городских условиях становятся совсем ручными: не боятся людей, неспешно разгуливают вдоль берега и даже иногда выходят на дорожки, по которым снуют прохожие. Такую картину я постоянно наблюдала прошлым летом.
Однажды мой муж пошутил: «Скоро дикие утки в конец очеловечатся и начнут выпрашивать еду, останавливая прохожих и как бы говоря: «Эй, друг, а не найдется ли у тебя чего-нибудь поесть?». А что? Тогда наши утиные истории наполнятся новым содержанием.
Во всяком случае, за несколько лет наблюдения отмечается явный прогресс: утки стали умнее, смелее и доверчивее к людям. А еще более устойчивыми к низким температурам, ведь городские водоплавающие птицы не улетают зимовать в теплые края, а пережидают холода в основном на незамерзающих водоемах искусственного происхождения.
Как бы там ни было, радость от созерцания пернатых завсегдатаев пруда испытывают и взрослые, и дети. Для ребят постарше это к тому же своеобразный урок природоведения.
Конечно, парк «Первомайский» не единственный, где можно встретить диких уток, но для жителей Черниковки он стал местной достопримечательностью, доступным уголком общения с представителями живой природы.