Второй год примерно в одно и то же время в уфимском парке «Первомайский» наблюдаю удивительную картину: на еще не освободившемся ото льда пруду плавают дикие утки. Пока их всего лишь две — самочка и селезень. Причем первый раз я заметила их несколько дней назад, когда водоем был почти полностью скован льдом, виднелись только небольшие разводья. А утки отважно плескались в холодной воде, всем своим видом демонстрируя выносливость и закалку.
«Что же заставляет водоплавающих птиц так рано начинать обживать этот искусственный водоем?» — снова я озаботилась этим вопросом. Одно дело, когда пруд не замерзает, как озеро Теплое в Инорсе, и там всегда можно найти корм. А тут вся середина стянута ледяным панцирем, только края освободились. Видимо, память о прежней сытой жизни и надежда на доброту прохожих привела уточек в этот оживающий от зимней спячки парк. Наверное, они самые смелые и сметливые из собратьев, а может, у них роль такая — разведывать обстановку.
Что бы там ни было, но людей они не боятся. Мамы и бабушки с детьми подходят к самому краю пруда и кидают в воду куски хлеба. Утки подплывают и, быстро насыщаясь, скользят в другую сторону, где их что-то заинтересовало. Иногда выходят на берег.
Селезень еще очень молод, как говорится, желторотик. Его подруга, похоже, одного с ним возраста и пока выглядит не слишком упитанной. Однако вес — дело наживное. С таким питанием, как в парке «Первомайском», можно быстро поправиться. Возможно, скоро дружная парочка задумает обзавестись потомством и покинет гостеприимный пруд. Кто знает, что у этих птиц на уме. Но наблюдать за ними очень интересно. Вот уже и местные пенсионеры облюбовали скамейки вдоль аллеек и, греясь на весеннем солнышке, с любопытством поглядывают на пернатых. Завтра кто-нибудь из них наверняка придет с угощением.
А что тут будет летом и осенью! Не сомневаюсь, что вслед за первой парочкой, которая на своем утином языке расскажет собратьям об обстановке на водном объекте, прилетят десятки их сотоварищей, как было в прежние годы. Между прочим, я наблюдаю за кряквами в этом парке уже лет пять-шесть. В сентябре их здесь видимо-невидимо, иногда собирается стая из более ста особей, и это на мизерной, по сути, акватории. Не улетают утки до тех пор, пока в пруду еще можно плавать, то есть до серьезных заморозков. Потом отправляются в более теплые места.
Как рассказала на конференции регионального отделения Русского географического общества известный орнитолог, кандидат биологических наук Полина Полежанкина, нынешней зимой на уфимских водоемах насчитали примерно 1900 уток-крякв. В 2008 году, когда в Уфе началось наблюдение за зимовкой водоплавающих птиц, их было раз в десять меньше. Значит, условия для их круглогодичного обитания в городской среде улучшаются.
А для нас, взрослых и маленьких горожан, такие вот встречи с обитателями живой природы — это источник положительных эмоций и тест на великодушие и человечность.
Правда, после долгой зимы водоем придется очистить от накопившегося мусора: кое-где он виден невооруженным глазом. Надеюсь, в скором времени этим займутся специальные службы. Чтобы ничто не мешало водоплавающим жить своей обычной жизнью и заодно радовать людей.