Случилось: президент России подписал закон, регламентирующий работы по взысканию задолженностей. Наконец-то можно закрыть тему, наблюдая со стороны, как дикий рынок «коллекторов» превращается в цивилизованный, мало чем отличающийся от зарубежных аналогов, рынок коллекторских агентств.
Нет смысла пересказывать содержание 50-страничного документа в целом или, скажем, в части регистрации юрлица, осуществляющего деятельность по возврату. Нам, лицам физическим, иногда производящим долги, куда интереснее, что станется, если их передадут «людям из новостей».
Деньги отдавать всё же придется, но расплачиваться здоровьем и жизнью — теперь едва ли.
В законе вводится понятие уполномоченного органа, призванного осуществлять надзорную деятельность за агентствами (давайте я один раз напишу полное определение: юридическое лицо, в качестве основного вида деятельности осуществляющее возврат просроченной задолженности, в дальнейшем, просто агентство), внесенными в государственный реестр. Попасть туда, я уверен, будет непросто, а вылететь очень легко — и в первую очередь, за неподчинение прописанным в законе правилам общения с должниками.
Да, агентствам по-прежнему разрешается непосредственное воздействие — личные встречи и телефонные переговоры, но ограничения здесь существенны.
По срокам: в рабочие дни с 22:00 до 8:00, в выходные с 20:00 до 9:00. При этом личные встречи ограничиваются до одной в неделю. Телефонные звонки: в сутки один раз, в неделю — два, в месяц не более восьми.
По форме: запрещается применение физической силы или угрозы ею, угроза убийством или причинения вреда здоровью; оказание психологического давления с использованием выражений и совершения иных действий, унижающих честь и достоинства должника. Нельзя допускать повреждение (уничтожение) имущества, равно как и угрожать этим. Коллекторы не имеют права вводить в заблуждение относительно «правовой природы» и размера неисполненного обязательства, сроков его исполнения и судебно-правовых последствий.
Важно! Под запретом привлечение в штат коллекторских агентств лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти и общественной безопасности.
Помимо непосредственного воздействия, агентствам дозволяется использовать «высокие технологии»: телеграфные сообщения, текстовые и иные передаваемые по сетям электросвязи; почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Ограничения по срокам и формам аналогичны (с незначительными вариациями) непосредственному взаимодействию.
Все иные способы взаимодействия должны быть согласованы между коллектором и должником в письменном виде, причем последний вправе впоследствии отказаться от ранее подписанного. Я правда не понял, получается, кидание бутылок с зажигательной смесью в ваши окна теперь должно прописываться отдельным пунктом? Видимо, речь идет о договоре оферты, включающем подобные пункты — еще один повод всегда, и всегда внимательно, читать, что подписываете.
Также без документально заверенного согласия агентство не имеет права общаться с любыми третьими лицами (родственниками, соседями, коллегами) с целью воздействия на должника.
Нам лишь остается дождаться, когда на рынке естественным образом произойдет очистка от лиц, действиями своими напоминающих скорее бандитов и едва не угробивших тем всю индустрию. Думаю, за год управятся.