В преддверии каникул десятиклассник зарегистрировался в качестве самозанятого и готов днем и ночью обучать всех желающих своему любимому увлечению — сапсерфингу. Он считает достаточно романтичным занятием прогулку на сапе (плавание по воде с веслом) по реке в ночные часы с фонариком. И успел почувствовать прелесть ночной прохлады, плеска воды от соприкосновения с веслами в компании своих друзей и единомышленников. Впрочем, даже на исходе этой зимы Леонид плавал с одноклассниками на сапах.
Молодой человек с раннего детства занимается водными видами спорта, а с 12 лет увлекся рафтингом.
Когда он пришел в спортивную секцию, был огромный поток ребят, которые хотели заниматься гребным слаломом. Лодок не хватало.
Детей посадили на катамараны, рафты. Ребятам понравилось. Все быстро научились грести, и потом решили поехать на соревнования.
— В 2021 году выиграл вместе с ребятами первенство по рафтингу в Томской области в классе «четверка» и «шестерка» (четырехместные и шестиместные рафты). Это для меня первое и единственное соревнование по рафтингу. Мы поехали от спортивной школы. Если бы в Башкирии была федерация по рафтингу, в возрастной категории до 16 лет ребята получили бы звания кандидата в мастера спорта, на второй год участия (до 17 лет) — мастера спорта. Но так как федерации нет, то нет и никаких разрядов, — поделился с корреспондентом «Электрогазеты» не самыми радостными сведениями Леонид Федоров. Он сказал, что у него второй взрослый разряд по гребному слалому и взрослый разряд по спортивному туризму дистанции «водная».
Юноша времени не терял. В школьные годы выработал необходимые спортивные навыки, накопил хороший опыт участия в различных соревнованиях. Перед пандемией вместе с ребятами участвовал в первенстве Приволжского округа по гребному слалому в Пермском крае и вернулся домой призером.
Школьник признался, что каждый год участвует в соревнованиях по спортивному туризму на дистанции «водная» в селе Красный Ключ Нуримановского района Башкирии.
В прошлом году на рафте выиграл весеннее ралли в Уфе. В нынешнем году в том же состязании проплыл в сапборде от бассейна «Юность» до спортивного комплекса «Биатлон». Дистанция составила 18 километров.
По словам Леонида, любовь к спорту ему привил папа Михаил Федоров, который является мастером спорта по гребному слалому и имеет разряд по спортивному туризму.
— С продвижением идей, в том числе с предпринимательскими инициативами, помогла мама Мария Федорова, она занимается вопросами экономики и финансов в администрации Уфы и дает советы по ведению бизнеса. Идею зарабатывать на любимом деле подал дед Евгений Рощин, заслуженный энергетик России, в 2008 году награжденный орденом Салавата Юлаева. Он всю жизнь проработал на УМПО, а потом занялся инвестициями, захотел оставить что-то детям и внукам. И очень помог мне с покупкой сапов, — рассказал ученик уфимской школы № 157.
— Сапбординг в Уфе не распространен, и я рассказываю людям о нём и хочу сам проводить специальные мероприятия. В этом деле нужно организаторам иметь хорошую квалификацию, уметь грести, как профессионал, — продолжил Леонид.
— На сапы с лодки встаешь?
— Заходишь с пляжа, садишься, а потом встаешь.
— Какое-нибудь крепление есть?
— Никакого. Бывают мудреные доски, например, с сидушкой или спортивные. Чтобы доска не уплыла, веревка (лиш) крепится к доске и к лодыжке. Это правило безопасности. Даже если ты перевернешься и пойдешь ко дну, доска удержит на воде, и ты не утонешь. Крепление на липучке, оно быстро отстегивается.
Я люблю и водные виды спорта, и пешие походы, но в какой-то момент понял, что на сапбординге можно заработать и обеспечить себя. Кроме заработка, хочу сделать людям приятное, чтобы они после работы приехали, отдохнули, покатались на досках.
Профессиональное спортивное оборудование — лодки, рафты, катамараны — слишком дорого и никому не будет интересно, потому что надо несколько лет учиться, чтобы грамотно грести.
— Может быть, возникала идея организовать это дело в более теплом месте, где сезон длится значительно дольше, скажем, в Краснодарском крае?
— Безусловно, возникала, но мне нравится мой город. Я люблю Уфу, Башкирию. Я хочу развивать сапсерфинг здесь, потому что сейчас в республике реализуется много интересных идей. На юге на 80 процентов конкурентов больше. Там не пропихнуться между этих досок. По реке Белой много плавает сапов, но это далеко не уровень Анапы или Геленжика.
80 процентов тех, кто начинает заниматься прокатом сапов, не могут никуда пробиться, потому что не преподносят ничего нового, становятся обычными, скучными и пытаются навариться на клиентах.
Леонид считает, что намного интереснее и выгоднее заниматься не просто прокатом сапов, а организовать процесс обучения, то есть создать школу по сапсерфингу и рассказывать, как правильно грести, как правильно поставить весло, как правильно работать корпусом и т.д. Еще одна фишка — ночные сплавы. Он слышал, что такие «прогулки» по воде есть в Москве.
В планах — создать федерацию по сапсерфингу, чтобы получить возможность проводить международные соревнования и чемпионаты России по сапбордингу.
— Зимой тоже катаетесь на сапах?
— 27 февраля нас собралось пять-шесть человек, мы встали на доски на озере Теплом. На нас было несколько слоев одежды, специальные непромокаемые гидрокостюмы, полностью непромокаемая обувь. В любом случае, когда гребешь, на сап попадает вода, и что-нибудь да отморозишь.
— Как одноклассники отнеслись к вашей идее?
— Одноклассники поддержали. Раньше я пробовал один. Потом присоединились школьные товарищи. Сначала купил пару досок, потом — еще несколько. Одноклассникам понравилось, стали ко мне подтягиваться, мы сдружились. Если до восьмого класса отношения были нейтральными, потом стали что-то придумывать, кататься, ходить вместе купаться. Сейчас у нас крепкая компания.
Ребята на моих досках катаются, мне абсолютно не жалко. Когда мы в последний раз катались, пришло 25 моих друзей. В этом году купил 40 досок. Каждая из них обошлась в 16 тысяч рублей.
— Чем еще увлекаетесь?
— Диджей. Окончил школу диджеинга в 12 лет. У меня есть международный сертификат диджея. Также окончил школу телевидения и в дальнейшем там проводил вечеринки.
Проводил новогодние праздники.
С одноклассниками люблю снимать фильмы — комедийные короткометражки для учителей. Просто нравится.
— В плане туризма, кроме водных видов спорта, что еще привлекает?
— Очень люблю в походы ходить. В прошлом году с родственниками прошел хорошую «пешку» по Таганаю, собрали все «тысячники» по пути.
Понравилось на Айгире, когда с друзьями поднимались. Зимой люблю кататься на горных лыжах, летом — на велосипеде.
В Карелии побывал на Койонсаари. Удивительная природа. С турфирмой из Питера съездили на пару деньков.
С мамой были в Мурадымовском ущелье, оттуда добирались на водопад Куперлю: сначала на машине, потом — на велосипедах и в конце — пешком. Места дикие. Опасались наткнуться на медведей.
— Где хотели бы еще побывать?
— Вернуться на Алтай и подняться на «тысячники». Мы там сплавлялись в 2020 году, поэтому не успели подняться на вершины.
И у нас рафт перевернулся на реке Катунь. Четырехметровая волна накрыла. До этого два года тренировались. Было бы здорово подняться на Эльбрус, а в далеких мечтах — на Эверест.
Хочется пройти большую Южноуральскую тропу, пройти вершины и получить значок «Уральский барс». В планах — проехать на велосипеде по «Уфимскому ожерелью».
— Куда планируете пойти учиться после окончания школы?
— Наверное, в нефтяной университет. Люблю Уфу. Не хочу уезжать из города. Пойду на «Инновационное предпринимательство». В голове куча идей, что можно сделать для нашего города, как его преобразить. Планирую получить нужные компетенции и развивать любимый город.