Все новости
Новости
15 Июня , 09:03

Как в Башкирии уберечь молодежь от экстремизма и терроризма

ИА «Башинформ».
Фото:ИА «Башинформ».

На региональном форуме «Медиайыйын» в Уфе профессиональные спикеры рассказали, как уберечь молодежь от вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность. С появлением открытой конфронтации ряда зарубежных стран и новых возможностей в распространении информации под ударом оказались несовершеннолетние.

Секретарь Совбеза РБ Валерий Олейник отметил, что молодое поколение подвержено экстремистским и террористическим идеологиям. При этом большинство ребят не представляют тяжесть таких преступлений, не знают, что могут получить большой тюремный срок. За последние десятилетия наказание ужесточили.

— В 2003 году в Уфе было раскрыто преступление, совершенное скинхедами. Группа молодых людей нападала на мигрантов. Чтобы скинхед получил право носить белые шнурки на берцах, он должен был заслужить его пролитой кровью. Ребята наносили удары отвертками, причиняли вред здоровью. Преступление совершали подростки в возрасте до 15 лет. Они получили тогда до двух лет условно, — рассказывает Валерий Олейник. — Сейчас все гораздо строже. Не так давно девочка пыталась найти способ совершить насильственное преступление в отношении учеников своей школы. Она изучила схему нападений на учебные заведения в Перми и Казани. В итоге за это подростку дали пять лет тюрьмы.

Еще один случай связан вербовкой ВСУ учащихся в интернете. Ребятам предложили поджечь релейные шкафы, трансформаторные подстанции, вышки сотовой связи. За это им пообещали денежное вознаграждение — не более 20 тысяч рублей на четверых. За незначительную плату они решили пойти на преступление. В итоге подростки получили сроки лишения свободы от восьми до 12 лет.

— Подростки думают, что их записи и переписки в интернете не видны. На самом деле все отслеживается. Видно, кто опубликовал пост, кто прокомментировал. Таких ребят берут на контроль, проводят с ними профилактическую работу, — рассказал Валерий Олейник.

Он отметил, что молодые люди не воспринимают всерьез ответственность за свои поступки. В интернете они попадают на «удочку» опытных вербовщиков. Так, например, в поле зрения правоохранительных органов попали студенты ссузов и молодой человек, работающий поваром, которые за вознаграждение согласились совершить поджоги. Заработок нашли интернете. За это они расплатятся своей свободой.

Начальник отдела образования и аналитики национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет Сергей Венцель сказал, что с началом СВО враги России решили разыграть «сепаратистскую карту». С помощью информационных каналов молодежь пытаются настроить в долгосрочном периоде на выход из состава России тех или иных территорий.

— Информационное поле действует по принципу заражения. Источник заражения быстро расширяется, как в эпоху пандемии. Первоисточник найти почти невозможно, — проинформировал Сергей Венцель.

Он отметил, что первоначальную информацию подхватывают радикальные и околорадикальные паблики. Террористические и экстремистские сообщества выявляют ключевые проблемы общества и используют их в своих целях. Так, например, стали раскачивать тематику межнациональных отношений, в том числе взаимоотношения общества с мигрантами. Также стали играть на недовольстве молодежи социально-политическими событиями.

По статистике террористических и экстремистских преступлений, организаторами и координаторами выступают люди старше 35 лет, а молодежь используют в качестве расходного элемента.

К целевой аудитории экстремистских и террористических сообществ относятся одинокие, люди, испытывающие трудности, недовольство. Яркий пример — Дарья Трепова, совершившая в прошлом году теракт в кафе в Санкт-Петербурге, в результате которого погиб военкор Владлен Татарский. Она прошла все стадии — от радикалки до экстремиста и террориста.

Некоторые враждебные организации перебрались на Запад после начала СВО и перешли в спящий режим, но в любой момент они могут быть реактивированы. Также в числе беженцев в Россию проникло немало людей, которые были причастны к террористической деятельности.

— У нас в Ростовской области, которая граничит с зоной СВО, каждый месяц ловят различных представителей террористических и экстремистских течений, которые перебираются из Украины с целью вербовки людей и совершения злодеяний против военнослужащих и мирных граждан, — рассказал Сергей Венцель.

Заведующий кафедрой общей психологии института гуманитарных и социальных наук УУНиТ Владимир Линевич обратил внимание на то, что раньше цветные революции совершали взрослые. Сейчас акцент сместился на несовершеннолетних. Психологически и социально подростки — оптимальная категория для воздействия. Школьники еще полностью не сформировались как личности. На них легко повлиять.

Психолог предлагает родителям быть рядом с детьми, смотреть, что ребенок делает в соцсетях. Учителям нужно быть на чеку и своевременно информировать родителей о поведении детей. Отдельный рецепт есть и для несовершеннолетних. Владимир Линевич считает, что подросткам следует в первую очередь рассказывать о возникшей проблеме родным и близким, а не искать поддержки у случайных людей в интернете.

По мнению заместителя директора института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктории Федосовой, несовершеннолетние больше доверяют блогерам, чем родителям. Подростки ставят на первое место успех известных людей, делают выбор под влиянием авторитета. По ее мнению, важно наладить взаимоотношения не только между родителями и детьми, но и с учителями.

Автор:Владимир Шакиев
Читайте нас: