Ученые-археологи УФИЦ РАН выиграли многомиллионный грант на изучение культурного развития жителей Южного Урала в период с IV века до нашей эры и до XVI века. Что предшествовало получению крупной федеральной финансовой поддержки? Какие археологические экспедиции предпримут ученые из академии наук? Об этом рассказал «Электрогазете» руководитель грантового проекта, научный сотрудник отдела археологических исследований УФИЦ РАН, кандидат исторических наук Евгений Русланов. Он отметил, что все крупные исследования на территории России и СССР вели академические структуры — Академии наук. И государство финансировало все крупные экспедиции, ученые выезжали и изучали различные аспекты древней истории. Период от эпохи палеолита до позднего Средневековья изучался Академией наук. В настоящее время финансирование прекратилось. Несмотря на это, прерогатива академии наук осталась все та же — крупные фундаментальные исследования. Продолжить исследования позволяют крупные российские гранты.
— Благодаря тому, что появились такие фонды (Российский научный фонд) — продвинутые, прогрессивные, финансирующие наиболее востребованные временем гранты, у Академии наук появилась возможность проводить крупные исследования. Мы занимаемся фундаментальной наукой. В этом гранте, поддержанном федеральным центром, идея заключается в том, чтобы проследить изменение состава населения на Южном Урале с IV века до нашей эры и до XVI столетия. Почему взяли такие хронологические рамки? Самым ярким отрезком, памятником, является Филипповский курганный могильник, коллекция из которого хранится у нас в Башкирии. В это время произошла трансформация и изменение населения Южного Урала, взаимодействие кочевников с оседлым населением. В XVI веке происходит вхождение территории Южного Урала в состав российского государства и смена парадигм, которые были у местного кочевого и полукочевого башкирского населения, и интеграция в состав крупного, можно сказать, европейского государства. Исследования включают не только раскопки, грант позволит привлечь к работе большую группу ученых из смежных наук. У нас в гранте будут участвовать палеозоологи (изучают костный материал), палеоботаники, палеонтологи. Исследователи расскажут нам, какие растения росли у нас в то время, и как менялся климат, который повлиял на смену населения. Мы привлекли специалистов, которые будут изучать состав металла. Они скажут, какие месторождения использовали жители Южного Урала на протяжении этих веков.
— Какую территорию охватят ваши исследования?
— Мы понимаем, что средств гранта будет недостаточно, чтобы охватить всю территорию Южного Урала. Сосредоточимся на определенных археологических районах, в основном, на территории Предуралья — западная часть Уральских гор — левобережье и правобережье реки Белой с притоками.
— В каких районах Башкирии?
— В центральной части республики - это Иглинский, Чишминский, Благоварский, Кушнаренковский районы, по широтности: от реки Ик - это Шаранский, Туймазинский, Ермекеевский районы и до Гафурийского района. А также включим Краснокамский, Федоровский районы, Стерлитамак.
— Как в районах выбираете места для исследований?
— В целях и задачах проекта указаны памятники, на которых будут проводиться работы. Когда эксперты оценивали грант, видели, что он не аморфный, в нем нет пространного описания. Коллектив конкретно указывает точки, где будет проводить исследования.
В Чишминской районе уникальным объектом является средневековое селище Ябалаклы-1. Там работаем два года и приступили к раскопкам.
Мы будем изучать не только оседлое население (чияликское общество), но и кочевников, в том числе планируем получить ответ на вопрос: зачем и откуда они пришли.
Два фактора повлияли на выбор места исследования. Первый — селище представляет интерес для науки. Второй — оно разрушается водами реки Демы.
Еще одним объектом является Бирский могильник. Это уникальный некрополь, один из самых крупных в Восточной Европе. Он относится к эпохе великого переселения народов.
Бирский могильник помогает нам «закрыть» эпоху раннего Средневековья, а Ябалаклы-1 — позднего Средневековья. Эти места исследования — «якорные» памятники для этого гранта. Еще одним объектом исследования является городище Кара-Абыз в Иглинском районе. Этот памятник необходим для понимания историко-культурных процессов в эпоху раннего железного века.
Мы нацелены на изучение поселения Акбердино-2 в Иглинском районе, которое относится к периоду раннего железного века и переходу к раннему Средневековью.
«Изюминкой» будет Городище Уфа II. Он добавляет информацию по эпохе великого переселения народов и раннему Средневековью.
По гранту предполагают большие разведочные работы — это не раскопки, а поиск памятников по рекам Белая и Дема. Намечены 90-километровые маршруты, получены разрешения. Мы будем искать памятники. Также планируем найти растения, чтобы узнать, какой был климат в то время.
— Исследования будут проводиться силами УФИЦ РАН?
— Этот грант позволяет консолидировать усилия не только нашего отдела археологии, но и привлекать другие структуры, имеющие в штате археологов. Подписаны договоры с Национальным музеем РБ, с музеем-заповедником «Древняя Уфа».
— Вузы тоже будут привлекаться к работе?
— Огромной помощью для нас будет студенческая практика БГПУ им. М. Акмуллы. Мы выражаем большую благодарность студентам-первокурсникам института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ за участие в раскопках селища Ябалаклы-1. В этом году впервые за последние 10 лет удалось привлечь студентов на практику, которую организовала Академия наук. Это удивительная смычка, когда не педагоги, а археологи работают со студентами. Совершенно другой уровень взаимоотношений. Надеемся на продолжение сотрудничества.
— Кроме полевых исследований, наверное, запланировали работу в архивах?
— Предполагаем изучить научные источники в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Казани. Немаловажным является работа в школьных музеях республики. В каждой школе есть музей, где силами учителей истории собирается все, чтобы было найдено рядом с деревней. Мы начнем со школы в Шингак-Куле, а потом — в других населенных пунктах Чишминского района. В районных музеях хранятся интересные артефакты. Часто только археологи могут понять, какой предмет перед ними находится. Надеюсь, что грант позволит выявить такие яркие находки, остававшиеся в тени науки, хранящие в небольших деревенских музеях в школах. Такая работа нами велась в Абзелиловском районе по другому гранту, было выявлено много необычных находок, сведения о которых будут опубликованы в монографии.
Система грантов — единственная возможность большим академическим институтам выжить, но для этого нужно приложить максимум усилий, как директорату институтов для поддержки научных коллективов, так и самим научным коллективам.
У нас в Институте истории, языка и литературы УФИЦ РАН сложилась благоприятная обстановка, когда директор поддержал, и наш большой, крепкий и сплоченный коллектив смог добиться успеха. Наш отдел за три года выиграл два гранта РНФ.
Грант Никиты Сергеевича Савельева дал возможность оттолкнуться и почувствовать уверенность в себе. Мы очень сильно поправили материально-техническую базу, расширили географию ведения разведочных работ и раскопок. И поняли, в каком направлении нужно работать для получения фундаментальных данных.
Никита Савельев выиграл два гранта. Первый грант был от фонда «История Отечества». На его средства была организована археологическая экспедиция Якты-Куль — Кусимово. Красной линией через весь грант проходила работа с детьми. Впервые в Башкирии научный коллектив привлек к археологической экспедиции школьников. Ученые выступили с лекциями и мастер-классами, в том числе по изготовлению каменных орудий, лепке горшков, плавке металла, организовали посещение раскопок. Такой работой Никита Сергеевич занимается с 2019 года. Он вместе с командой проекта проводил образовательные мероприятия в Абзелиловском районе.
В этом году снова выиграл грант. И на базе музея-заповедника «Шульган-Таш» удалось привлечь к занятиям по археологии еще и ребят из Бурзянского района.
Расширение географии дает возможность детям познакомиться с профессией «археолог», привить любовь к родному краю. Это не просто слова. Особенно заметно, когда видишь горящие глаза детей, заинтересованных учителей. Эту работу надо распространять по всей Башкирии.
В текущем году наш отдел под руководством Владимира Владиславовича Овсянникова выиграл грант Главы Башкирии на реализацию проекта «Чишминский фронт». Он будет реализовываться совместно с Археологическим обществом РБ.
Цель гранта — обучение поисковиков археологической методике на объектах Гражданской войны. Все объекты старше 100 лет становятся объектами археологии. Следовательно, находки периода Гражданской войны признаются археологическими. Поэтому раскопать окоп того времени считается преступлением.
Нашими грантами мы закрываем несколько ниш: научно-популярную и научную или фундаментальную и другие.
За счет нескольких грантов мы имеем возможность изучать территорию Башкирии комплексно, в том числе на севере и юге. Могу с точностью сказать, что мы единственное научное учреждение, которое занимается изучением республики комплексно. Коллеги концентрируются на исследовании отдельных археологических памятников.
У нас появилась удивительная возможность, которую утратила Академия наук с распадом Советского Союза, выбрать для себя объекты изучения. Редко когда такое бывает. Благодаря грантам, мы можем определить, где и с кем мы будем копать.
— Что ожидаете найти в ходе раскопок?
— Надеюсь, что нам удастся найти следы построек, могильники, обнаружить следы металлургической деятельности (плавки чугуна), получить свидетельства хозяйственной деятельности, получить подтверждение торговой связи чаяликского населения с городами Поволжья. Мы хотим с помощью разных данных дополнить картину о том времени. Считается, что часть чаяликского населения трансформировалась в один из башкирских родов.
— Какой период с IV века до нашей эры и до XVI века наиболее изучен?
— Чем дальше мы уходим вглубь веков, тем менее точна наша информация и тем больше возрастает роль археологии. Наиболее изученным является позднее Средневековье и начало Нового времени. У нас появляется возможность сопоставить археологию и письменные источники — условно XII – XVI века.
— Вы хотите заглянуть дальше?
— Мы хотим свести воедино собранные сведения. У нас не так много раскопано памятников чаяликской культуры, но археологические данные о них почти не изданы. Чтобы проводить сравнения и сопоставление находок, приходится раскапывать новые памятники.
— Что для вас примечательного в Городище Уфа II?
— В Городище Уфа II проводится доисследование культурного слоя вдоль улицы Воровского. Этим занимаются коллеги под руководством Антона Сергеевича Проценко, заведующего отделом археологии музея-заповедника «Древняя Уфа». В прошлом и нынешнем году они обнаружили уникальные находки — большое количество вооружения. Такого никогда не было за всю историю изучения Городища Уфа II. Я сам копал там на протяжении нескольких полевых сезонов.
Для нас Городище является опорным памятником, который позволяет проследить смену населения с III до IX века нашей эры. Это уникальный объект, относящийся к эпохе раннего Средневековья. Мне кажется, подобного ему нет на территории Европейской части России. На территории Городища смешалось около 10 культурных образований эпохи раннего Средневековья.