Все новости
Туризм
8 Мая 2015, 20:37

Проект «Из Уфы на выходные» побывал в Зауралье

Группа из 20 туристов съездила на майские праздники в башкирское Зауралье - Баймакский и Абзелиловский районы - полюбоваться горами, реками, озёрами и водопадами.

Фото автора.
Фото автора.
Майские праздники — это маленький отпуск, это несколько дней беззаботного счастья, в конце концов, это открытие летнего туристического сезона.
Обычно многие из нас, долго не думая, отправляются в эти дни на сплав. Климат у нас такой — речки как раз к Первомаю наполняются водой. Про сплавы рассказывать не буду, но поведаю про альтернативу — трехдневную поездку в Зауралье. Так уж сложилось, что в наше башкирское Зауралье — Абзелиловский и Баймакский районы я еду третий Первомай подряд. Сначала я туда отправился на разведку и несколько дней бродил в одиночестве по нагретым склонам Ирендыка, веселым полянам на берегах Сакмары. То время я вспоминаю с какой-то светлой грустью и также светло завидую тому себе образца весны 2013 года.
Отряд не заметил, но быстро опомнился
Но все течет, все меняется, и эта весна собрала аж 20 человек. Мы сели в комфортабельный микроавтобус «Мерседес», и… тут же начались приключения — мы забыли Галю. Вспомнили нашего драгоценного участника аж в Булгаково. Как говорится — отряд не заметил потери, а потом опомнился.
Пока мы ждали спешащую на маршрутке участницу нашего мероприятия, вокруг нас летела стремительная праздничная жизнь: к «Байраму», что на трассе, подъезжали и уезжали дачники, уже счастливые и возбужденные сплавщики. Автобусы тянули прицепы, загруженные плавсредствами. Весь город, истосковавшись за зиму по теплу, катил по Оренбургскому и не только тракту.
Благодаря Гале мы узнали, что в Булгаково, оказывается, два магазина «Байрам», и наша попутчица, конечно же, приехала ко второму. Совет на будущее тем, кто будет назначать там встречу — это не очень удачная локация.
Наконец, все было улажено, цыганская семья воссоединилась, и мы свернули на Белорецкую трассу.
Магнитогорская область? Не слыхали
Когда мы приехали на берега озера Банное, попутчики заметно оживились. Еще бы — справа жирной белой чертой змеилась еще не растаявшая горнолыжная трасса. Многие из нас в ГЛЦ Абзаково и на Банном проводят добрую часть зимних выходных. А людям всегда приятно увидеть что-то знакомое. Особенно напоследок.
Темно-синяя вода Банного еще качала ноздрястый лед.

Мы вылезли, от души сделали первые фото. Кто-то от души набрал и яшмы, которой здесь принято отсыпать дороги. Ну, много ее здесь!
Поселок стремительно наполнялся жителями Магнитки, до которой тут рукой подать. Кстати, есть такой забавный факт, о котором мало кто знает. Примерно в 50-е годы прошлого века Министерство черной металлургии СССР лоббировало создание Магнитогорской области, куда должны были войти, в том числе, Белорецкий и Абзелиловский районы. Где-то это было логично: единый производственный комплекс, население, тяготеющее к Магнитогорску, который расположен на границе с Башкирией. Идея с самостийной областью не прошла, но с тех времен остался аэропорт на башкирской территории и огромный комплекс индустрии отдыха, который, как рассказывают, построили в Башкирии на деньги Магнитки в счет компенсации использования земли под этим аэропортом.
Спроси нынче прохожего на улице, что он знает о Магнитогорской области — бьюсь об заклад, вряд ли что скажет.
А само Банное, как известно, получило свое название за то, что Пугачев на его берегах устроил армии парко-хозяйственный день. Так-то башкиры всегда его называли Яктыкуль — Светлое озеро.
Первый водопад
Майские праздники — это не только время сплавов по рекам. Это еще и время, когда в полную силу играют южноуральские водопады. Первым таким водопадом был Могак. Водопад шумел, играл в распадке хребта Крыкты и образовывался одноименным ручьем. За деревней Салаватово, у подножия хребта было оживленно — жители Магнитки прекрасно знают водопад. А также прекрасно знают, что выпить лучше на природе, чем в загазованном и задымленном городе, из которого они всегда рады удрать на выходные.
Могак чем-то напоминает другой водопад — Кукраук, только каскадов у него куда больше.
Деревья, растущие в распадке и являющиеся, как известно, рассадником клещей, попутчики мои встретили во всеоружии: надвинули на глаза капюшоны, от души побрызгались репеллентами, и мы пошли любоваться природной красотой.
Сервис по-башкирски
Но ночлег мы остановились на базе, на берегу озера Талкас. Кто не знает — Талкас еще та жемчужинка в ожерелье зауральских красот. Озеро расположено с западной стороны хребта Ирендык, и стена его величественно стоит прямо за озером.
На озере еще был лед.

На базе нас ждал хозяин, и я в очередной раз ощутил на себе представление жителей башкирской глубинки о сервисе. Можно всей душой стремиться развивать туризм, вкладывать силы и средства. Но если нет определенного уровня культуры, то так и будет: то забор покосился, то посуды нет, то чайник не работает. В такие моменты мне часто становится обидно, не за себя, нет. Даже не за попутчиков, хотя они и заплатили деньги. Обидно за то, что некому вот этому трудолюбивому абзыю показать, научить. У нас есть Госкомитет по туризму, у нас есть Университет сервиса, где вроде как обучают по специальностям, связанным с туризмом. Но это отдельно, а ростки предпринимательства в глубинке отдельно. Оттого они и вырастают, как березки на склоне Ирендыка — хотя и жилистые, но кривенькие!
День второй — все вперемешку
Утром второго дня мы отправились осматривать еще один водопад — Гадельшу. Побывать в Зауралье и не увидеть самый красивый водопад Южного Урала — считай, ничего не увидеть.
Водопад находится по другую сторону Ирендыка, с его восточной стороны. Дорога вела мимо отвалов Сибайского карьера, через старинное башкирское село, Старый Сибай, мимо живописных холмов, усеянных осколками сургучного цвета яшмы.
У входа в распадок, где играл водопад, было людно. Здесь вообще с конца апреля людно, поскольку Гадельша пользуется большой популярностью у ценителей природных красот. Находятся даже уникумы, что приезжают на Гадельшу на день из Уфы.
Свое название водопад получил по лежавшей когда-то недалеко деревне Гадельшино. Там обитали золотодобытчики. Но золото кончилось, люди ушли, умерла и деревня. Осталось лишь название, перешедшее на водопад.
Сам водопад имеет три каскада, общей высотой 12 метров. Образует его речка Худолаз. Не знаю, как переводится слово на русский язык, но на пути к водопаду случаются места, где действительно довольно худо лезть.

Гадельша, как большинство водопадов Башкирии, играет лишь весной. Летом Худолаз почти пересыхает, и с уступов падает струйка, как из плохо закрытого крана.
После обеда дорога наша пролегла на восток. Куда? Конечно же, в Мекку любителей оккультизма и разных там мест силы — Аркаим.
История Аркаим довольна любопытна. В конце 80-х годов археологи открыли удивительную Страну городов. На огромной площади, в степи были открыты укрепленные поселения древности, расположенные друг от друга на расстоянии примерно 30 километров — дневного конного перехода. Аркаим был всего лишь одним из них. Месту грозило затопление, поскольку на речке Караганке строили плотину для орошения степи. Ученые срочно придумали легенду. Что-то там про родину Заратустры, место силы, космический канал…
Водохранилище на Караганке не построили из-за того, что развалился СССР. А легенда, как это часто бывает, стала жить своей жизнью. И теперь каждый год с наступлением весны приезжают сюда автобусы, высаживают паломников, и те бодро шагают по спиралям. Что собственно мы и застали в этот раз.
Лед тронулся!
Ночевать мы вернулись на ту же базу, на берегу Талкаса. С вечера поднялся шквалистый ветер. По двору буквально все летало! А утром ото льда не осталось и следа. Ветер поднял зыбь, она лед и поломала.
Сделали групповое фото на берегу Талкаса. Кстати, «тал» с башкирского — ива. Когда-то на берегу озера были заросли ивы, тальника. Но уровень искусственно подняли, и теперь берега голые. Вот такая топонимика!
Следующее фото мы сделали на смотровой площадке, что на хребте Ирендык. Везде цвели первоцветы: сон-трава, адонисы, хохлатки. Даль в дымке убегала за увалы Уралтау. Шел третий день, и оставался еще один рывок, еще одна достопримечательность — порог Яманташ на реке Сакмаре.

Для этого мы проделали путь до села Юлдыбаево, переехали в деревню Синташ, она же Малоюлдыбаево, и дальше пошли пешком. По пути нас настиг дождь, да временам такой, что пришлось созвать совет: идти или не идти дальше. И ведь как хорошо, что все-таки нашли в себе силы идти дальше.

От Синташа до Яманташа идти километров шесть. Лес с полянками, желтые тюльпаны, долина Сакмары зацветающая и сказочные скалы по ее берегам.

Сам порог состоит из нескольких каскадов и заканчивается небольшим плесом и грозной скалы, которая судя по всему, так и называется, Яманташ — Злой камень. Русские обычно такие Разбойниками зовут.

Воды в Сакмаре было мало, однако дождь, не прекращаясь, компенсировал это. Но, как известно, не бывает плохой погоды, а бывает плохая компания. Пока мы ходили, оставшиеся у автобуса женщины познакомились с местным бабаем, приготовили у него дома покушать, и как апофеоз путешествия — все сытые, пьяные, усталые и довольные за одним столом.
Три дня пролетели, как целый месяц, настолько все было сжато и насыщенно. И перефразируя слова известного персонажа — если бы у меня была еще одна жизнь, я ее провел бы, путешествуя… по Башкирии, по Южному Уралу, ведь он прекрасен!
Автор:Кузнецов Валерий
Читайте нас: