Все новости
Доколе
10 Ноября 2011, 16:00

Девять кругов ада в физкультурном диспансере

Медосмотр юных спортсменов в РВФД из-за неорганизованности процесса сильно напоминает ад. Автор статьи предлагает пути выхода из сложившейся ситуации.

На фото с сайта www.rvfd.bashmed.ru здание диспансера.
На фото с сайта www.rvfd.bashmed.ru здание диспансера.
Родители детей, занимающихся спортом, о проблеме знают и меня поймут. Раз в полгода ребята обязаны пройти медосмотр в ГАУЗ Республиканский врачебно-физкультурный диспансер на улице Блюхера, 1. Периодические случаи смерти молодых спортсменов (один пример с хоккеистом Черепановым чего стоит) показывают, что мероприятие это важное и нужное. Дети получают повышенные физические нагрузки, и следить за их здоровьем – вопрос национальной безопасности! Вот так, как бы высокопарно это ни звучало. Тем более контролирующие органы (Горздрав и другие) коршунами летают над детскими тренерами, высматривая, подклеил ли он нужную бумажку или справку в личное дело подопечного?
Такие медосмотры поколение за поколением проходят уже десятки лет. Население Уфы за эти годы увеличилось минимум вдвое (я приводил цифры в своем «Уфимском дневнике» на страницах «ОЭГ»). А небольшой диспансер по-прежнему в одиночку пропускает через себя спортивную молодость столицы.
На днях мой сын прошел очередной такой осмотр. Казалось бы – парню 12 лет, уже ездит по сборам и соревнованиям по всей России. Вполне самостоятельно может справиться с нехитрым делом. Увы, по опыту прошлых мероприятий помню, что не может! И я отправился с ним. Пришлось отпроситься с работы, отложить несколько важнейших дел. И не зря. Ибо обстановка в диспансере напоминает даже не джунгли, где «кто успел – тот и съел». Я бы назвал это мероприятие, подобрав самый мягкий эпитет, полнейшей анархией.
Читателям, не знакомым с системой медицинских осмотров спортсменов, поясню суть процедуры. В зависимости от вида спорта спортсменам необходимо пройти от 6 до 10 кабинетов: лаборатория (в основном, анализы кровь/моча); хирург/травматолог; дерматолог; окулист; ЛОР; стоматолог; антропометрия (рост, вес, спирометрия (объем легких), динамометрия (сила рук); ЭКГ и т. д. И в заключение – спортивный врач (фактически терапевт, но со знанием специфики данного вида спорта). По сути это напоминает диспансеризацию, про которую периодически сладко запевают наши власти; но пытавшиеся хоть раз ее пройти в обычной (не платной) районной поликлинике тоже прекрасно меня поймут. (Ты в кабинет – а в коридоре рассвирепевшие бабки (утрирую), в 6 утра пришедшие за заветным талончиком…)
Расшифровываю название статьи: девять «дантовских» кругов ада – это девять очередей в кабинеты.
Давайте сразу отделим мух от котлет. Мы, родители спортсменов, бесконечно благодарны врачам и медсестрам диспансера, которые ежедневно, в суматохе и нервотрепке, фактически без обеда, тщательно осматривают наших детей, дают рекомендации, выявляют отклонения. Врачи по спорту даже помнят некоторых детей по именам и фамилиям. Все претензии относятся к администрации заведения, которая пустила на самотек порядок прохождения медосмотра, не желает организовать хотя бы примитивную логистическую схему прохождения кабинетов.
Вот типичная картина (или еще говорят – фотография) дня. В 8 утра открывается регистратура. Приехавшие пораньше спешат получить заветные карточки и рассредоточиться по кабинетам. В начале второго десятилетия XXI века все карточки до сих пор ведутся в бумажном виде (попытка родителя разобраться в почерке врача в них – это тема отдельной статьи). Работники регистратуры без устали фланируют между стеллажами, стараясь быстро найти ветхие бумажные листочки, рассыпающиеся веером от любого неосторожного движения. Надо отметить, что уже здесь проявляется невоспитанность некоторых будущих чемпионов и эгоизм некоторых родителей. Увидев ребенка из своей секции, из своей команды, они норовят обманом поставить его в очередь впереди себя. Вообще, по правилам, каждая группа должна приходить со своим тренером, который организует, проведет, проследит. Увы, с малышами они еще ходят. Но чаще всего у тренера в это время тренировка у другого возраста… Да и организовать порядок вполне может администрация. Но ЗАЧЕМ? Они считают, что если выделили для посещений определенные дни недели для определенных видов спорта – это панацея. Возможно. Иначе было бы «Ходынское поле».
Карточка получена. Теперь – в лабораторию! Это - первая дверь на втором этаже. Люди, которые ездили в советское время на «Икарусах» только с двумя дверями – передней и задней, но при этом с двумя рядами двойных сидений - меня тоже поймут. На входе в коридор – сразу столпотворение! Вперед никто пройти не хочет да и пока не может. Отдельные «гонцы» из родителей и спортсменов начинают занимать очередь в другие кабинеты. Самые «продвинутые» умудряются занять НА ВСЮ ГРУППУ ВО ВСЕ 10. Кабинеты открываются далеко не в 8.30, как указано на табличках. Это еще можно понять: ближайшая остановка – «Горсовет» на проспекте Октября. От нее врачу пешком «пилить и пилить». Проблема не в 5-10 минутах опоздания, а в том, что это моментально накаляет атмосферу. Начинаются бесконечные «а вас тут не стояло»; «а можно с моей дочкой еще шесть ее подружек зайдут, они же маленькие»…
Наблюдал четыре основных типа посетителей.
1. Наглые. Это в основном многоопытные подростки 14-16 лет, которые уже много лет проходят медосмотр. Пользуясь тем, что «члены сборных команд и инвалиды проходят без очереди», они трутся по два-три человека у каждого кабинета и без конца перебегают из группы в группу. Запомнить их практически невозможно; они одурачат любого родителя или младшего по возрасту ребенка уверениями, что « я из сборной» или «я вот за той кофточкой уже час стою», или «мне только отметочку сделать».
2. «Организованные родители». Эти приходят группами по 5-6 человек (в основном, конечно, неработающие мамы). Они тоже занимают очередь на всех во все кабинеты сразу и, как утки, водят свой «выводок» туда-сюда, где подходит очередь. Им – хорошо, остальные посетители просто тихо звереют, поскольку за симпатичной Машей, оказывается, зайдет еще Региночка, Дашенька, Гульназ…
3. Недалекие. На 90% - взрослые. Прошу простить за такую классификацию, но когда человек подходит, спрашивает «кто последний» и тут же убегает, не дождавшись следующего – иначе охарактеризовать его нельзя. Потом они же бегают от очереди к очереди, судорожно пытаясь доказать, что «я же занимал»… Особенно агрессивные, психанув, пытаются взять заветную дверь штурмом (чего не позволяет себе даже первая группа!), при этом толкая перед собой(!) ребенка. Потасовок не увидел, но «прелюдию» - не раз.
4. Терпеливые и воспитанные. Таких, увы, меньшинство. И, к сожалению, они пришли по одному (некоторые родители подвозят детей до диспансера и уезжают), либо с одним из родителей. Поскольку сориентироваться в круговерти разновозрастных разнополых разгоряченных людей практически нереально, они занимают очередь максимум в 2 близко расположенных кабинета и стоически ждут. Кто-то ломается на третьем, кто-то на пятом. Мы из принципа выдержали всё. На это у нас ушло 6 часов. Гардеробщица по секрету сообщила нам с сыном, что на осмотр теперь в среднем тратится два-три дня(!), а нам исключительно повезло.
Мест для сидения в первые часы приема (до обеда) катастрофически не хватает; стоит гул от бесконечных разборок; толчея и скандалы. Я тщетно пытался увидеть главного врача и заведующих отделениями. Отойти от кабинета и поискать - где они затихарились – значит пропустить очередь. Только пройдя все отмеченные на направлении кабинеты, я попытался толкнуться в заветные двери. Не поскандалить хотел – ПРЕДЛОЖИТЬ. Куда там…
Цель любой статьи из рубрики «Доколе?» и «Идеи» - не только увидеть проблему, но и подсказать путь ее разрешения. Понимаю, что у учреждения здравоохранения, даже автономного (судя по буковке А в аббревиатуре ГАУЗ) не скоро появятся деньги на компьютеризацию регистратуры, на табло с электронным номером очереди, на другие современные решения, упорядочивающие людские потоки. Я, профессионал в области логистики, готов совершенно бесплатно подсказать руководителю диспансера не требующий никаких затрат метод наведения порядка во вверенных ему коридорах (повторяю, что к самой процедуре работы врачей в кабинетах нет никаких претензий).
Уважаемый главный врач
ГАУЗ Республиканский врачебно-физкультурный диспансер
Кутлиахметов Наиль Саитович!
Для приведения процедуры медосмотра юных спортсменов во вверенном Вам заведении в цивилизованный вид предлагаю беззатратный принцип «четырех потоков».
Необходимо всего лишь напечатать вместо одного типа направления ЧЕТЫРЕ. Получая в регистратуре карточку, а в ней – направление в кабинеты, спортсмен в зависимости от общего количества запланированных посетителей в день и вида спорта начинает хотя бы после лаборатории (понятно, что это в любом случае – первый «рубеж») проходить кабинеты по четырем маршрутам:
1.Сначала на первом этаже слева направо (например: антропометрия – ЭКГ…), затем перемещаясь на второй этаж также слева направо (дерматолог-невролог-стоматолог-хирург, окулист…)
2.На первом этаже справа налево и на втором – также справа налево.
3.Сначала на втором этаже слева направо и затем на первом этаже слева направо.
4.На втором этаже справа налево и затем на первом этаже справа налево.
Система не идеальна. Разное количество кабинетов на этажах; разная скорость осмотра пациентов у врачей различных специальностей; малейшая поломка или сбой прибора ЭКГ вызывает паралич очереди (как при нашем посещении). Встречающиеся потоки должны самоорганизоваться в живую очередь «через одного» (работники регистратуры, у которых ближе к 10 часам дня нагрузка уменьшается, вправе пройтись по этажам и понять, на каком маршруте меньше посетителей, и выдавать следующие направления на него); врач вынужден будет проверить по направлению, не пропустил ли ребенок предыдущего специалиста… Все потоки неизменно сходятся в 202-м кабинете у врачей по спорту… Вам виднее, как минимизировать эти «потоковые издержки». Идею осуществит только руководитель, знающий проблему с двух сторон (как посетителей, так и персонала). Начните хотя бы с двух маршрутов - первого и третьего. Приглашайте более взрослых детей с 14.00.
Наиль Саитович! Если нужно, неравнодушные родители поставят вопрос о расширении диспансера, о давно назревшем строительстве в миллионной Уфе второго подобного учреждения, о нормальном тротуаре, о светофоре для пешеходов через улицу Блюхера в створе проезда к диспансеру (даже через блог Президента). С вашей стороны необходимо только одно: то же неравнодушие. С уважением, автор статьи и отец спортсмена.
Автор:Горин Андрей Валерьевич
Читайте нас: