Башкирия всегда будет проигрывать в межрегиональной конкуренции за молодые кадры. Потому что умных и амбициозных ребятишек не хватает даже в Питере и Москве.
Не секрет, что многие 100-балльники после второго курса в престижных столичных вузах не справляются с программой и отчаливают в другие университеты, либо идут в малый бизнес и сферу обслуживания.
В последние несколько лет переманивание ресурсов из глубинки стало более системным.
Этот процесс начинается чуть ли не с шестого класса и реализуется через целую систему федеральных чемпионатов и конкурсов научно-практических работ. Их инициаторами выступают корпорации «Ростех», «Роскосмос» и другие крупные организации вкупе с ведущими вузами страны. В последнее время корпорации взялись основательно и за ссузы. Для них тоже организовывается много конкурсов. С их победителями я встречаюсь регулярно.
Последний пример — победа студента юрколледжа в Туймазах Марселя Калагаева, обучающегося по специальности «Информационные системы и программирование». В марте он стал чемпионом регионального этапа всероссийского чемпионата профмастерства «Профессионалы» в компетенции «Разработка мобильных игр». Парень за 16 часов разработал мобильную развивающую игру для детей от трех до пяти лет.
Знаете, что такое за 16 часов написать код игры, признанный лучшим. Это иметь практические навыки во владении языком программирования, информатики и математики. Вот такие скрытые практики-вундеркинды и нужны госкорпорациям и университетам, особенно в сфере программирования. Как только он закончит колледж и определится с Минобороны, ему придет приглашение от ейчара одного из заводов оборонного кластера. Не надо никаких красных дипломов «бауманки» или «ЛЭТИ». Мало времени, толковые ребята нужны сейчас. А там на производстве для узких задач их подготовят.
А что прикажете делать чиновникам, отвечающим за обороноспособность страны. Во всем мире это работает примерно одинаково: конкурс — победа — тестовое задание — собеседование и прием на работу.
Поэтому жаловаться на то, что Башкирия не может конкурировать за кадры с крупными развитыми регионами, наивно. Чем выше компетенции, тем выше предложение заработка.
Вместе с тем Башкирия, в частности, сотрудники Уфимского университета науки и технологий, ездят в Туймазы и Октябрьский часто, проводят мастер-классы, конкурсы с призами, зазывают и приглашают выпускников в самых разных формах, в том числе путем добавления баллов за победы в чемпионатах, олимпиадах и за общественную работу. Конкуренция обостряется.
Нельзя считать, что республика ничего не делает. За последние годы в УУНиТ открыты кампус, несколько лабораторий с самым современным оборудованием. Связь с моторостроительным заводом очень тесная. Действуют специальные практические полигоны, и авиадвигатели Башкирия делать не разучилась.
Конечно, силы в конкурентной борьбе за кадры не равны, но поверьте, лучшие из лучших все равно будут стремиться в столицу. А сегодня лучше уж в Москву, чем за границу в Черногорию или Бельгию.
Если тестировщик программ или айтишник достиг уровня тимлида (руководитель команды), западным капиталистам абсолютно по барабану, что он из России. Заарканят удаленно и заплатят хорошо. Вот только в последнее время тенденция возвращения российских спецов, «объевшихся американской мечтой», на пике.
А начинали они вот с таких школьных олимпиад, чемпионатов и конкурсов.