— Пропустите сейчас к врачу, пожалуйста, у меня высокое давление, кровь из носа идет. И я еще с работы отпросился, надо быстро вернуться, — обратился к больным, сидящим в очереди к доктору, с самого порога «красной зоны» только зашедший мужчина.
Его лицом цветом напоминало асфальт с налетом глины. Кровь на медицинской маске, которую он держал в руке, периодически утробно кашляя в нее, действительно присутствовала.
Люди пропустили его, скорее, не из соображений гуманности, а из опасения заразиться от него чем-нибудь.
«Бедный, довел себя из-за работы, до последнего к врачу не шел», — зашушукались сердобольные бабушки, когда бедолага исчез за дверями врачебного кабинета.
У меня же были иные эмоции. Я уловила в облике мужчины и в его поведении характерные признаки, присущие много пьющему человеку. И мало того — в данный момент пытающемуся выйти из очередного запоя.
«Допился», — горько усмехнулась я про себя, потом на секунду устыдилась жесткости: «А вдруг он действительно болен чем-то иным?»
Однако буквально через полминуты моя первая версия подтвердилась. Из-за закрытой двери послышался громкий голос доктора, спрашивавший пациента, сколько дней он пьет и в каких дозах пьет алкоголь.
В ответ послышалось невнятное бормотание и жуткий кашель. По ответам врача было ясно, что мужчина просит оформить ему больничный лист. Скорее всего, работодатель пригрозил увольнением, и горе-работник попытался избежать этой участи.
По всем видимости, листок нетрудоспособности открыли, опираясь на то, что пациент все-таки очень сильно кашлял и имел высокое давление.
Вспомнила я этот недавний эпизод, когда в сети наткнулась на публикацию врача из Уфы, где врач рассказывал, что мужчины и женщины нередко по-разному переносят одно и то же заболевание. И многие болячки – это «подарок» женской половине в силу ее пола. К примеру, взрослые женщины чаще страдают сердечными заболеваниями и остеопорозом, чем мужчины. Из-за особенностей гормональной системы.
Но что удивительно, даже с учетом «мин», заложенных природой, дамы в среднем живут дольше кавалеров. К примеру, в Башкирии женщины остаются на этом свете лет на 10 дольше, чем мужчины: около 78 лет против 67.
Причину вижу в том, что женщины всегда живут с оглядкой на близких. Сначала они стараются следить за своим здоровьем потому, что опасаются осиротить еще не выросших детей. А когда чада вырастают, мамы бдят за своим состоянием, потому что не хотят быть немощной, тяжело болеющей обузой для своих отпрысков.
Мужчины же в среднем живут автономно, не ориентируясь на близких и не пытаясь упредить ущерб, который он может нанести своей семье необдуманным поведением либо рискованным образом жизни.
К тому же общество в целом либерально относится к мужчинам, имеющим пагубные привычки. Работодатель, покрывающий пьющего мужчину-работника, в Башкирии не редкость. Оправдания для этого находятся весьма странные: если уволить, совсем сопьется, жаль его, хороший же человек.
В итоге у «хорошего» человека сохраняется иллюзия, что он живет вполне прилично. И он нередко допивается до белой горячки. Если не умирает от инфаркта или инсульта или цирроза, вызванных неумеренными возлияниями.
Картина, конечно, мрачная. Однако и «свет в конце тоннеля» виден: немалая часть молодых людей в возрасте 20-35 лет не пьют вовсе. При этом никуда не делись их тусовки, совместный досуг и другие развлечения. Просто они очень любят себя. И эта любовь проявляется в правильном русле — в виде сохранения здоровья и жизни. Хочется надеяться, что такой подход станет повальной модой.