— Да я вообще мог не приезжать. Из-за ваших 140 рублей гонять машину за пять километров невыгодно, я лучше подожду на стоянке, — лениво огрызнулся таксист в ответ на замечание по поводу 20-минутного опоздания. Диспетчер перед этим сообщил, что машину подадут через пять минут.
— Риэлторы совсем обнаглели, — пожаловалась приятельница. — Хотела через них квартиру купить. Обращалась в три агентства, сказали, что такие грошовые сделки их не интересуют. Пришлось самой возиться с объявлениями.
Эти эпизоды всплыли в памяти, когда на днях прочитала информацию, что специалисты финансового университета при правительстве РФ по итогам 2023 года определили города с высоким качеством жизни. Уфа в их число не попала.
При подсчетах учитывались уровень материального благополучия, доступность недвижимости, качество медицинского обслуживания, конфликтность общественных отношений и другие.
Лидерами в этом рейтинге стали Москва, где индекс качества жизни составил 85,3, Питер, Грозный. Уфа получила индекс 68. Соответственно, остальные, провинциальные, города Башкирии могли бы получить и того меньше (но, как правило, они интереса для социологов для таких рейтингов не представляют).
Меня в параметрах подсчета зацепили не уровень зарплат и качество медицинского обслуживания. Потому что многие жители провинции сейчас летают на заработки на Север и в Москву — вахтами. А в нашем районе много фермеров и хорошо зарабатывающих ЛПХ. За их счет средняя зарплата получается выше, при том, что большинство граждан не выходят из диапазона 15-39 тысяч рублей. Серьезную медпомощь можно получить и с выездом в крупные города.
Меня заставили задуматься показатели конфликтности общественных отношений и доступности недвижимости.
Не раз и не два слышала от приезжих, что в провинции народ более агрессивный, чем в Уфе или в соседней республике. Сама этот момент ощущаю как раз на примере взаимодействия с поставщиками товаров и услуг. В Уфе за те же 140 рублей можно проехать расстояние в разы больше, чем в маленьком городе , в Москве — и того больше (если это не час пик). Потому что таксофирм и частников очень много, пассажиры выбирают для себя самые лучшие варианты. В больших городах стараются придерживаться правила «клиент всегда прав». А в провинции разговор один, мол, «не нравится — не держу». Такое уверенное хамство зиждется на отсутствии большой конкуренции.
Та же причина кроется в основе недоступности недвижимости для большого количества провинциалов. Если в Уфе худо-бедно многоэтажная застройка ведется, то в провинции в последние пару лет она практически застряла в мертвой точке. Строят мало и дорого. А уж про ИЖС и говорить нечего: дома люди строят годами, а крыша над головой нужна здесь и сейчас. Жилье в новостройке и «вторичка» не по карману большинству граждан.
Так, в Туймазах, квадратный метр в новостройке стоит столько же, сколько в Уфе — в сегменте эконом-класса. Жилье сильно дороже, чем в соседнем городе Октябрьском. Непонятно, что послужило тому причиной. То ли большое количество расселенного аварийного жилья в Туймазинском районе за последние годы. Люди практически на халяву получили новенькие квартиры, потом многие их продали. Или же свою лепту вносят фермеры, которые по завершении сезона вкладывают деньги в покупку квартир, поскольку банки охотнее дают «долгие» кредиты под залог недвижимости. Возможно, сказывается снижение активности строительной фирмы № 3, которая раньше возводила многоэтажки на каждом свободном пространстве. Пара-тройка фирм, которая работает в районе сегодня, погоды не делает. Они также строят не много. А поскольку конкуренции практически нет, то и квартиры дорогие. У застройщиков нет стимула возводить доступное жилье.
Вот и получается: народ из провинции тянется в мегаполисы не только за хорошими заработками, но для того, чтобы за свои деньги получать качественные услуги по адекватным ценам. И уезжают же не лентяи и алкоголики, а предприимчивые и толковые люди, которые не намерены терпеть хамство и низкое качество жизни.