Все новости
Мнение
6 Июня 2023, 08:00

Выпускники Башкирии продолжают осваивать профессии безработных

Андрея Старостина.
Фото:Андрея Старостина.
Эмиль Мусин
Журналист

По информации Башстата, в 10 вузах Башкирии обучаются почти 100 тысяч студентов. Подавляющее количество учится на бюджетных местах при конкурсе 8,6 человека на место. И опять самыми востребованными специальностями, которые выбирают студенты, стали «экономика» и «юриспруденция».

На третьем и четвёртом местах — «айти-специалисты» и «энергетики», и это вдохновляет лишь отчасти.

Между тем, если заглянуть в список специалистов западного межрайонного центра занятости, то наибольшее количество безработных — среди прошедших обучение на юрфаке и экономфаке. После вузов очень много парней и девушек просто ушли в различные сферы ногтевого и кондитерского сервисов, стали парикмахерами, трудятся в курьерских доставках, салонах сотовой связи и т. д. Тогда зачем государство тратит на их обучение десятки миллионов рублей? Кстати, многие молодые, имеющие диплом энергетика, тоже не работают по специальности, трудятся рабочими или электриками. Энергетик должен опыта набраться и заработать допуск на определенные объекты.

А вот программистов не хватает, к примеру, на машиностроительных предприятиях. Они, познакомившись со списком вакансий и уровнем зарплаты (27-40 тысяч рублей ежемесячно), трудоустраиваются в Московской, Самарской областях, причем удаленно. Зарабатывают даже на начальном этапе 60-80 тысяч рублей. Вот насколько востребованы айтишники!

Более 30 тысяч студентов учатся в госсузах Башкирии, а 5,2 тысячи в частных. Конкурс туда сильно ниже — 2,7 человека на место.

Как видно, особых интеллектуальных навыков, чтобы работать технологом или сварщиком, не нужно. И безработица среди ссузовцев минимальная. Рабочих не хватает повсеместно. Но это не касается выпускников юридических, экономических и прочих колледжей гуманитарного направления.

Значительная часть гуманитариев, включая психологов, экологов, социальных работников, изначально потенциальные безработные. И вот они идут в сервис, становятся таксистами, фермерами, тратят родительские деньги (своих-то нет) на переобучение. Все потому, что мамы и папы во снах и мечтах видят своих деток успешными белыми воротничками. Однако жизнь тюкает по темечку и возвращает на землю.

Молодежь теряет по три-пять лет, прежде чем встроится в рынок труда. А на нем уже 15 лет наблюдается дисбаланс. Предложение бакалавров и магистров экономической словесности сильно превышает предложение, дорогие родители.

Если долго мучиться, устроиться юристом, конечно, можно, например, в органы местного самоуправления. При этом кадровики начинают собеседование с воинской специальности. Каждый второй обладатель диплома, не служивший срочную и не имеющий трудового стажа по специальности — отсеивается.

Но вот мама поговорила с кем надо, и парня взяли в юротдел стажером. Он честно заполнял бумажки, готовил документы к судам (споры о сервитутах, переводе недвижимости из нежилого в жилое, жалобы населения в прокуратуру и тяжбы по коммуникациям, неправильно оформленным правоустанавливающим документам и т. д.). Когда начальник юротдела находит более высокооплачиваемую работу, его место в судебных битвах занимает стажер. Случается, он сразу начинает ходить на суды.

А там нужно подставляться головушку за ошибки чиновников, давно покинувших администрации. Вчерашний магистр не выдерживает и уходит.

А дальше — марафон отбора в крупные корпорации, но там нужны матерые волки.

Однако сегодня специальная военная операция дала шанс дипломированным гуманитариям с белым военным билетом. Они могут занять места мобилизованных специалистов. Надо только ушки держать на макушке и каждый день заходить на порталы «Хедхантер» и «Работа.ру».

Но лучше сразу выучиться на технолога сварочного производства, или станочника. Оплата по стране — 80-100 тысяч рублей в месяц. И в вуз потом заочно можно поступить и занять должность начальника цеха. Примеров — много на любом заводе.

Читайте нас: